КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии выбора эффективного метода обучения
Классификация методов обучения. Нормативные документы, определяющие содержание образования в высшей школе. Содержание образования в высшей школе. Педагогические идеи непрерывного образования. Особенности профессионального образования. Сформулируем первый важный для нас вопрос: каким должно быть образование, "быстрым" или "длительным"? С одной стороны, реально можно быстро освоить многие массовые профессии на уровне стабильного выполнения того, "что требует начальство". Но, с другой стороны, многие психологи труда отмечают, что профессиональное развитие продолжается до пенсии. Как отмечает В.С. Олейников, главная задача профессиональных учебных заведений состоит "…не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение всей жизни образованию, получению новых и новых специальностей и квалификации…" (цит. по: Маркова, 1996. С. 226). Суть "непрерывного образования" - постоянное развитие профессионала, соответствующее развивающемуся современному производству. · Само профессиональное обучение предполагает: o процесс и результат овладения обучающимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирование на их основе мировоззрения и других качеств личности; o целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося (образование и осуществляется в ходе такого взаимодействия; важную роль играет пример труда самого учителя; o активную деятельность самого обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний (Там же. С. 222). Таким образом, важнейшим в профессиональном образовании является формирование личности будущего профессионала. Примечательно, но и в "Законе Российской Федерации об образовании" от 1992 г., который является нормативной основой и для профессионального образования, в статье 14, "общие требования к содержанию образования" определяются следующим образом: "Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: · на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; · на развитие гражданского общества; · на укрепление и совершенствование правового государства". Х. Вернике пишет, что "целью педагогического процесса является формирование личности, выработка таких мировоззренческих позиций, установок в отношении обучения и профессии, которые обеспечат способность и готовность выпускника вуза как будущего представителя интеллигенции к высоким и наивысшим достижениям для общества" (Формирование учебной деятельности студентов, 1989. С. 23). При этом "главным показателем достижения этой цели педагогического процесса в вузе служит самостоятельность учения" (Там же. С. 23). · Средствами профессионального образования, по мнению А.К. Марковой, могут быть разные психолого-педагогические стратегии (Там же. С. 225):
o стратегия развития и доразвития нужных психологических качеств, доведение их до желательного уровня - соотносится с деятельностно-ориентированными и личностно-ориентированными педагогическими подходами; o стратегия жесткого формирования, обучения четкому составу трудовых действий в строго определенном порядке - соотносится с алгоритмизированными педагогическими технологиями; o стратегия мягкого формирования как обучение широкому спектру трудовых действий с возможностью их варьирования и индивидуализации - соотносится с программированным обучением; o стратегия коррекции - перестраивания неправильно сложившихся трудовых умений и качеств будущего специалиста. К этому можно добавить и компенсацию недостающих качеств другими качествами, которые надо еще обнаружить у конкретного обучающегося. Все это должно соотноситься с индивидуально-вариативным обучением; o стратегия развития личности профессионала. С одной стороны, известный отечественный философ М. Мамардашвили считал, что "самая глупая и трагическая идея ХХ века - воспитание "нового человека" (хотя он не возмутился такому явлению как "новые русские"). С другой стороны, нравственное ядро - это основа личности профессионала, а формируется это нравственное ядро в ходе целенаправленного воспитания. Рассуждая о перспективах развития образования в ХХI в., О. Суша, ссылаясь на разных авторов, пишет о смене взглядов на труд и профессиональное образование. Например, согласно П. Паскарелле, "необходимо преодолеть негативную, узкую утилитарную экономическую точку зрения на работу", когда "результатом работы людей ради денег… оказывается психологическое отвращение к работе". При этом "состоявшиеся работники" всегда находятся в процессе развития ценностей личностного роста и мотивированы к труду скорее внутренними, чем внешними стимулами" (см. Философия образования для ХХI века, 1992. С. 77). Для определения содержания обучения, прежде всего, необходимо выполнение трех условий: – установление некоторого объема достаточно стабильных фундаментальных и инструментальных знаний, необходимых для понимания и усвоения развивающихся областей науки, а также для приобретения соответствующих навыков и умений; – выявление основных направлений, идей и тенденций развития соответствующих областей науки и техники; – предъявление определенных требований к уровням общего и научного развития студентов, к их мировоззрению и кругозору, обеспечивающих их творческое развитие как специалистов и работников умственного труда. Исходя из этих требований, при определении содержания высшего образования и профессиональной подготовки студентов исследователи проблем высшей школы и образования взрослых А.А. Вербицкий, М. Т. Громова, В. И. Загвязинский, Г. С. Мигиренко, С.Д. Смирнов и др. рекомендуют, прежде всего, опираться на следующие отправные положения: изучение главных направлений развития науки и техники; моделирование профилей специалистов соответствующей области деятельности; установление необходимых критериев определения объема и глубины содержания предметов изучения; рассмотрение международных уровней и содержания соответствующих областей высшего образования. Объем, уровень и глубину содержания предметов обучения необходимо при этом устанавливать исходя из рассмотрения высшего образования не как стабильной, а как развивающейся системы, характеризующейся сочетанием непрерывного и дискретного. И относится оно как к системе в целом, так и ко всем ее компонентам, и в первую очередь к содержанию предметов и видов обучения. Определение объема, уровня и глубины содержания учебного предмета, как и всей системы обучения высшей школы, начинается с некоторого исходного, существующего состояния и дополняется новым содержанием развивающейся науки и техники. Но этого, как указывает С.И. Архангельский, явно недостаточно, определение содержания обучения требует необходимого третьего компонента – предвидимого развития науки и техники. Теоретическая глубина и широта научного содержания предметов изучения в соединении с методами научного проникновения не только обеспечивает наиболее оптимальное решение современных проблем, но и определяет в значительной мере будущее развитие науки и общества. В то же время, введение всего нового в содержание обучения, и особенно предвидимого нового, требует строжайшего отбора действительно прогрессивного, рационального и достаточно обоснованного. Все новое только тогда имеет смысл, когда оно подчиняется целям и задачам формирования специалистов высшей квалификации, когда оно открывает дополнительные возможности в их научно-теоретической и практической подготовке, когда оно обеспечивает решение новых задач и указывает более эффективные способы научного исследования. Поэтому, как отмечают В.С. Леднев, С.Д. Смирнов, Г.П. Щедровицкий, А.П. Чернышев, в содержание обучения следует вводить из нового то, что получило соответствующую научную и жизненную проверку. Однако содержание предметов изучения в высшей школе требует и перспективы, которую необходимо представлять в виде изложения тенденций развития соответствующих областей науки и техники. Важнейшим и принципиальным положением для определения содержания обучения (В.И. Загвязинский, А.А. Вербицкий) является соединение двух начал – учебного и научного – на основе диалектической методологии и дидактического принципа научности. Учебное начало в определении содержания обучения обусловливает все то, что формирует систему знаний. Научное начало в содержании обучения отражает процесс развития науки и ее прикладной аспект. Таким образом, под содержанием образования в высшей школе понимается специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств. При определении содержания образования (несмотря на все различия в предметных областях) инвариантным может служить представление о нем как о системе, содержащей взаимосвязанные структурные блоки: знания, интеллектуальные и практические умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Инвариантные педагогические положения должны быть в основе научного осмысления других структур: методов, средств и организационных форм образовательной деятельности. Овладение знаниями, способами (умениями) может происходить в двух основных вариантах построения учебного процесса: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом) (В.И. Загвязинский) (рисунок 1). Репродуктивный вариант включает в себя восприятие фактов, явлений, их последующее осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Основное из понятого (исходные положения, ведущие тезисы, аргументацию, доказательства, основные выводы) студент и слушатель ИППК должен удержать в памяти, что требует особой (мнемической) деятельности. Запоминание понятого приводит к усвоению материала. Часть материала вполне достаточно довести до уровня овладения, что требует еще одного этапа – применения, использования его либо на уровне репродуктивном, алгоритмическом, либо на уровне поисковом (творческом). Последний этап в вузовском обучении, как свидетельствует проведенный нами анализ литературы, явно недооценивается, что делает процесс овладения знанием незавершенным. Содержание образования определяется образовательными стандартами, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями. - минимум содержания основных образовательных программ, - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, - требования к уровню подготовки учеников. Основными принципами введения государственных образовательных стандартов являются: - сохранение единого образовательного пространства Республики Беларусь с учетом региональных особенностей развития; - обеспечение и повышение качества образования, соответствующего международному уровню и социально-экономическим задачам, стоящим перед страной; - защита прав обучающихся на бесплатное полноценное образование; - гарантирование налогоплательщикам соответствующего учебно-технического обеспечения образовательного процесса; - защита здоровья обучающихся от перегрузок. Деление содержания образования на государственный, региональный и школьный компоненты закладывает нормативные основы большой вариативности содержания образования в школах разного типа. Это означает, что каждая школа в каждом регионе будет определять тот или иной объем учебного времени на те или иные учебные предметы, глубину и характер их изучения, в зависимости от типа учебного заведения. Итак, на государственном уровне закладывается базовый стандарт образования по разным предметам, т.е. то обязательное, что необходимо изучить. Содержание учебного материала, необходимого для изучения в конкретной школе, определяется учебными планами, учебными программами по предметам и фиксируется в учебных книгах, на электронных носителях (кассеты, компьютерные программы). Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: - продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; - полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении; - распределение предметов по годам обучения; - количество часов по каждому предмету на все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; - количество часов в неделю на изучение каждого предмета; - структуру и продолжительность практикумов и пр. Учебный план опирается на достижения науки, учитывая медицинские и санитарно-гигиенические нормы организации образовательного процесса. Предметы, входящие в план, делятся на обязательные и факультативные. Чаще всего учебные планы обычных общеобразовательных школ являются типовыми и разрабатываются централизованно. Учебные заведения нового типа (гимназии, лицеи, колледжи и пр.) обычно создают свои собственные документы. На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам. Учебная программа содержит: - пояснительную записку о целях изучения данного предмета, основных требованиях к ЗУНам; рекомендуемых формах и методах обучения; - тематическое содержание изучаемого материала; - ориентировочное количество времени, которое учитель может потратить на изучение отдельных вопросов курса; - перечень основных мировоззренческих вопросов; - указания по реализации межпредметных связей; - перечень учебного оборудования и наглядных пособий; - рекомендуемую литературу. В связи с углублением процесса дифференциации образования разрабатываются различные (альтернативные) варианты учебных программ. В любом учебном заведении сегодня могут одновременно применяться несколько вариантов программ. Решение об этом принимают школьные советы. Учащийся в любой школе может получить образование, соответствующее одному из трех уровней: - базовый уровень – это образование, соответствующее минимальному стандарту общего среднего образования; - повышенный уровень – это образование, превышающее минимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз; - промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня по всем остальным. Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, справочники, сборники задач и пр. От качества учебника зависит результат обучения, поэтому к ним предъявляется множество требований. Учебники выполняют ряд дидактических функций: - мотивационную, которая заключается в создании стимулов к изучению предмета; - информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний;\ - контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки и коррекции хода обучения. Широко внедряются нетрадиционные учебные материалы (видео, компьютерные обучающие программы и учебники), которые обладают рядом преимуществ: образность и наглядность, эмоциональность, уровневость. Освоение такого учебного материала предполагает индивидуальный, самостоятельный характер учебной работы. Рассмотрим термин «метод». В переводе с греческого языка термин methodos обозначает «путь», «способ продвижения к истине». В современной педагогической литературе нет единого мнения относительно определения термина «метод обучения» и его роли в системе обучения и воспитания. Например, Ю.К. Бабанский считает, что методом обучения следует называть способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, который направлен на решение задач образования. В свою очередь, Т.И. Ильина раскрывает под понятием «метод обучения» организацию познавательной деятельности учащихся. Как нет единого определения метода обучения, так и нет единой классификации. Рассмотрим несколько методов обучения: – объяснительно-иллюстративный метод: учащиеся получают знания на занятиях из учебной или методической литературы. Воспринимая полученную информацию, они находятся в рамках репродуктивного мышления. Чаще всего используется в вузе; – репродуктивный метод: изучение на основе образца или правила, т. е. учащийся выполняет действия по ранее написанному алгоритму; – метод проблемного изложения: перед объяснением нового материала педагог ставит перед учащимися проблему, которую они не могут решить из-за недостатка конкретных знаний, умений, навыков, затем раскрывается система доказательств, происходит получение новых знаний и тем самым решается поставленная задача. Широко используется в практике; – частично-поисковый, или эвристический, метод: заключается в поиске решений поставленных задач либо под руководством педагога, либо с использованием эвристических программ и указаний; – исследовательский метод: после произведенного анализа материала, постановки задач и краткого устного или письменного объяснения учащиеся самостоятельно изучают литературу, проводят опыты, анализируют полученные результаты и выполняют другие действия поискового характера. При использовании этого метода наиболее полно проявляются инициатива, самостоятельность, творческий поиск и т. д. Еще одна классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания: – словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж и т. д.; – практические методы: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.; – наглядные методы: иллюстрирование, показ и т. д. Существует еще одна классификация по источникам познания: – метод формирования знаний: рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и т. д.; – метод формирования поведения: упражнение, тренировка, самоуправление и т. д.; – метод формирования чувств (стимулирования): одобрение, похвала, порицание, контроль и т. д. Ю.К. Бабанский, в свою очередь, разделяет все методы на три группы: – метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; – метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; – метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. В то же время М.А. Данилова, Б.П. Есипова считают, что все методы делятся следующим образом: – методы приобретения новых знаний; – методы формирования умений, навыков при применении знаний на практике; – методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. Приведенные выше классификации методов обучения являются лишь основными. Существует большое количество классификаций, которые основываются на различных целях и задачах. Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающегося, направленные на достижение целей обучения с образовательным, воспитательным и развивающим эффектом. Система методов, квалифицированных по особенностям способов построения этой деятельности, включает группы: – по способу формирования знаний, навыков и умений – словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, беседа, обсуждение, дискуссия, «круглый стол», диспут, проблемный метод и т. д.), практические (упражнение, учебное исследование, поисковая работа, вербализация мысленного плана действий, самооценки выполненных действий, признаков наблюдаемых объектов и явлений и т. д.), разбор действий, коррекция действий, заучивание алгоритма действий (инструкция), идеомоторные действия (мысленное проигрывание предстоящих действий), участие в практической деятельности (во время практик и стажировок); – по особенностям построения взаимодействия обучающего с обучающимися – устное изложение (лекция, рассказ, объяснение), беседа, обсуждение, дискуссия, «круглый стол», диспут, показ, демонстрация, иллюстрация, упражнения (индивидуальные и групповые), игровой метод, метод инсценировки, метод «мозговой атаки», самостоятельная работа; – по активизации познавательной деятельности обучающихся – объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный метод, частично-поисковый метод, частично-исследовательский метод; – по логике передачи и восприятия информации – дедуктивный метод, индуктивный метод; – по особенностям учебного моделирования реальных условий практических действий – словесно-образного моделирования (словесное описание обстановки с мысленным представлением ее обучаемыми), фактическое моделирование, имитация (создание условий применения специальных средств и приемов), психологическое моделирование (вызов у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для реальных условий), моделирование противоборства и игровых ситуаций, метод моделирования нагрузок (физических, моральных, психологических); – по видам и способам контроля за эффективностью процесса обучения – методы индивидуального, общего, выборочного, сплошного, текущего, предварительного, рубежного, итогового и заключительного контроля, самоконтроля, взаимопроверки, отчета по индивидуальному заданию, проверки выполнения заданий, беседы, опроса, контрольной работы, подготовки и защиты реферата, курсовой, квалификационной, дипломной работы, педагогического тестирования, снятия нормативов выполнения действий, проверки качества изготовленного продукта, оценки. Эффект методов достигается применением методических приемов – элементов метода, операций по его применению. Так, при применении словесных методов используются приемы устного изложения, жестикуляции, обоснования, привлечения и удержания внимания, возбуждения интереса, образности, постановки вопросов, ответов на вопросы, обмена мнениями, обсуждения, обобщения и выводов и т. д. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность. Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени [5]. Выбор, как правило, определяется следующим: целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин; целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения; характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.); характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.); организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.); видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении; физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.). Выбор метода обучения зависит и от особенностей самого преподавателя как специалиста, ученого и педагога. Поскольку универсального оптимального метода, который можно было бы использовать всегда и всюду, не существует, каждый преподаватель самостоятельно выбирает метод обучения, определяет конкретную область его применения. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |