Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды лекций. Инновационные виды лекций




Методика подготовки к лекционным занятиям

Ведущей формой организации процесса обучения в высшем учебном заведении является лекция Она обеспечивает системное представление знаний в изложении научно-педагогических работников Материал во время лекций ее подают научно, концентрированно, логично и аргументированно В подготовке к занятию учтено содержание, структуру, подбор примеров и иллюстраций, методическое оформление, расчет времени, состав и особенности и студентов тощощо.

Дидактические цели лекций: сообщение новых знаний, систематизация и обобщение накопленных, формирование на их основе идейных взглядов, убеждений, мировоззрения, развитие познавательных и профессиональных за ацикавлен.

Общий структурный каркас любой лекции - формулировка темы, сообщение плана и литературы, которая рекомендована для самостоятельной работы, а затем - четкое соблюдение плана

Основные требования к чтению лекции:

- высокий научный уровень изложенной информации, которая, как правило, мировоззренческое значение;

- значительный объем систематизированной и методически проработанной современной научной информации;

- доказательность и аргументированность высказываемых суждений;

- достаточное количество убедительных фактов, примеров, текстов и документов;

- ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, формулировки вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам;

- анализ различных взглядов в решении поставленных проблем;%

- вывод главных мыслей и положений, формулировка выводов;

- разъяснение новых терминов, а также названий;

- предоставление студентам возможности слушать, осмысливать и кратко записывать информацию;

- умение установить педагогический контакт с аудиторией, использование дидактических материалов и технических средств;

- применение основных материалов - текста, конспекта, блок-схем, чертежей, таблиц, графиков

Виды лекций, В педагогической практике для осуществления учебного процесса целесообразно выделить следующие виды академических лекций:

вступительная;

информационная;

обзорная;

установочная;

итоговая

Часто к издал лекций относят также проблемную лекцию, лекцию-визуализацию; лекцию с запланированными ошибками, бинарную лекцию (лекцию вдвоем), лекцию-пресс-конференцию и т.д.

Однако, по нашему мнению, это не совсем правильно, поскольку речь идет не о виде лекции, а метод его преподавания: проблемная лекция - на основе проблемного метода; бинарная (лекция вдвоем) - метода диалога работа ия-визуализащя - метода наглядности; лекция с запланированными ошибками - метода поиска ошибок; лекция-пресс-конференция - метода Вопрос-ответ.

На практике каждую лекцию - вводную, информационную, обзорную, установочную, итоговую - можно изложить с помощью указанных методов

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по этому курсу Лектор знакомит студентов с целями и задачами курса, его ролью и местом в систем мы учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста Подача краткий обзор курса, этапы развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагает перспективные направления исслед ень Лектор выражает методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также подает анализ учебно методической литературы, которая рекомендована студентам, уточ ет сроки и формы отчетностисті.

Информационная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, которую нужно осмыслить и запомнить Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы

Обзорная лекция - систематизация научных знаний на высоком уровне, она требует немало ассоциативных связей в процессе осмысления информации, которую преподают во время раскрытия внутрипредметные и м межпредметных связей, кроме детализации и конкретизации Обычно стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделев.

Установочная лекция - вид лекции в высшей школе, направленный на раскрытие подходов, принципов, условий, форм, методов и особенностей деятельности студентов с целью овладеть, прежде самостоятельно, совокупность ю знаний, навыков и умений.

Установочные лекции чаще всего проводят со студентами заочной и дистанционной форм обучения

Итоговая лекция - вид лекции, используемый конце изучения учебной дисциплины, учебных дисциплин, курса и т.п. с целью подведения итогов по вопросам анализа деятельности студенте ов; содержания глубины и широты полученных знаний, навыков и умений, раскрытие путей их реализации в жизни, освещение проблем научных вопросов и и.

Еще раз подчеркиваем, что каждый вид лекции в высшей школе можно прочитать, используя различные методы

Например, на основе проблемного метода выкладывают так называемую проблемную лекцию

Во время этой лекции новые знания сообщают через проблемность вопроса, задачи или ситуации Процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности содержательные в проблемы раскрывают через организацию поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных взглядеів.

На основе метода наглядности выкладывают так называемую лекцию визуализацию Это форма подачи лекционного материала средствами ГЗИ или аудио-, видеотехники Чтение такой лекции

- развернутое или короткое комментирования визуальных материалов (натуральных объектов - людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотог графит, слайдов символических, в виде схем, таблиц, графиков, моделей

На основе диалогического метода выкладывают бинарную лекцию - разновидность чтения лекции в форме диалога двух научно-педагогических работников (или как представителей двух научных школ, либо как ученого и практ тика, преподавателя и студента и тд).

На основе метода поиска ошибок выкладывают так называемую лекцию с заранее запланированными ошибками

которая рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической) В конце лекции проводят диагностику с слушателей и анализ сделанных ошибкак.

На основе метода вопросов и ответов выкладывают лекцию-конференцию Ее проводят как научно-практическое занятие, с поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 мин Каждое выступление представляющий туе логически завершенный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводыовки.

Лекция-консультация может происходить по разным сценариям Первый вариант - по типу \"вопрос - ответ\" Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по материалам всего раз здилу или всего курса Второй вариант такой лекции, которую можно организовать по типу \"вопрос - ответ - дискуссия\", является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, задания вопросов и организация дискуссии * в поиске ответов на сформулированные вопросыння.

В практике высшей школы используют также другие виды лекционной формы обучения

Конспект каждой лекции должен содержать тему (точно сформулированную), цели и задачи, список литературы обязательной и дополнительной, текст содержания (с выделением основного и второстепенного), задания для самос постоянным робот.

Стоит отметить, что лекция требует соответствующего голосового оформления; отработки мимики и жестов репетирування (перед зеркалом и с магнитофоном) с хронометрирования времени всей лекции и отдельных х ее части.

В начале лекции преподаватель обязательно должен устно сообщить тему и мотивировать его значение; четко сформулировать цели и задачи лекции; дать возможность студентам записать тему, план и литературу (с аннотациями и и задачами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.