Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии оценки и требования к проведению лекционного занятия




Во многих случаях возникает необходимость оценить качество лекции. Специально выделенные для оценки вопросы могут помочь преподавателю самому дать оценку своей лекции как в целях ее совершенствования, так и в отдельных случаях для выявления причин по­тери интереса слушателей. Подобные вопросы полезны и в качестве плана обсуждения открытых лекций, поз­воляя дать оценку содержанию лекции, методике ее чтения и мастерству лектора. Ряд таких узловых момен­тов, которые могут составить канву для оценивания под­готавливаемой или прочитанной лекции, выделила Т. А. Ильина.

Содержание лекции. Научность, соответствие совре­менному уровню развития науки. Идейная направлен­ность — отбор содержания излагаемого материала; ос­вещение его с позиций принципа партийности; специ­альное выделение мировоззренческих идей; наличие ме­тодологических вопросов, правильная их трактовка; со­поставление концепций советских и буржуазных уче­ний, критическое рассмотрение последних и т. д. Акти­визация мышления, проблемность — проблемное начало лекций, выдвижение проблемных вопросов и показ противоречий по ходу- лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного ис­следования и т. д. Связь с жизнью, показ практической значимости областей применения на практике. Содер­жание лекции и содержание учебника — излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; дается ли задание самостоятельно проработать часть ма­териала по учебнику и т. д. Указание на связь с преды­дущими лекциями и с последующими темами или раз­делами курса, внутрипредметные связи. Указание на связь с другими курсами — межпредметные связи.

Методика чтения лекций. Четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следова­ние ему, отклонение от плана и т. п. Сообщение лите­ратуры к теме — в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литера­тура или только обязательная; оценка правильности вы­бора рекомендованной литературы и т. п. Доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий. До­казательность и аргументированность. Выделение глав­ных мыслей и выводов. Использование приемов закреп­ления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотре­ния каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п. Ис­пользование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). Применение лектором опорных мате­риалов при чтении лекции — текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов и т. п.

Руководство работой студентов. Требование вести запись и контроль за выполнением этого требования. Обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом — изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыва­нию, паузы для записи, вычерчивания графиков и т. п. Просмотр конспектов лекций — во время, после лек­ции, на семинарских или практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания. Разрешение задавать вопросы лектору — в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п.
Лекторские данные. Знание предмета. Идейная убежденность. Эмоциональность. Голос, дикция. Яс­ность, правильность речи. Внешний вид. Умение дер­жаться перед аудиторией. Умение видеть и чувствовать аудиторию, устанавливать с ней контакт.

Результаты лекции. Информационная ценность лек­ции. Воспитательное воздействие. Достижение дидакти­ческих целей.

Требования к содержанию лекции

Даже самые лучшие методы и приемы не принесут успеха и по кажутся искусственными, если они не будут увязаны с темой и замыслом выступления или лекции Возможное начало лекции:

1) краткий экскурс в историю с использование?» мифов, случаев действительности, т.е. обращение I событиям, времени, месту;

2) краткое повторение материала прошлой лекции

3) постановка вопроса, чтобы студенты задумались, что произойдет, если... почему... как... и т.п.

4) устный или письменный экспресс-контроль (10-15 мин, не более).

Вся вступительная часть лекции должна длить­ся не более 4—5 мин.

Главная часть лекции самая пространная и са­мая ответственная. Здесь логика изложения явля­ется той силой, которая ведет за собой аудиторию. «Каждый замечал: чем логичнее речь, стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до со­знания содержание, сильнее убеждающее воздействие слова лектора. И это вполне справедливо: за­коны логики отражают объективную истину, мно­говековую человеческую практику. Следовательно, тот, кто логично мыслит, придет к объективно пра­вильным выводам. И наоборот, нарушение правил логики ведет к ошибочным заключениям».

В главной части лекции в зависимости от целе­вой установки и состава слушателей могут быть использованы разнообразные методы логического развертывания материала, т. е. в лекционной рабо­те большое значение имеет форма подачи материа­ла. Одна и та же лекция может быть построена по-разному, можно избрать путь дедуктивный (от об­щего к частному) или индуктивный (от частного к общему). При сходном наборе сведений в одном слу­чае лектор прибегает к внушению, т. е. акцентиру­ет однозначные оценочные критерии. В другом слу­чае материал преподносится в дискуссионной фор­ме, предполагающей усвоение информации в резуль­тате самостоятельных умозаключений слушателя. Выбор вариантов определяется особенностями ауди­тории. Так, если среди слушателей преобладают девушки-подростки, лектор учитывает характерную для них высокую внушаемость и относительно низ­кую информированность, поэтому избирает «уста­новочную» форму подачи материала как наиболее оптимальную.

Если аудитория осведомленная, со сложившей­ся системой установок, то наиболее приемлема дискуссионная форма изложения.

Согласно исследованиям активное внимание слушателей и усвоение информации ог­раничивается интервалом 40—45 мин при дискус­сионном характере лекции.

Количество главных вопросов, рассматриваемых в лекции, должно быть 3—5,это оптимальное число, рекомендуемое для лек­ции. Количество приводимых фактических данных необходимо ограничить 5—7 (видимо, это связано с переходной памятью человека). Цифровые данные не следует концентрировать в одном разделе. Уме­ние определить все это свидетельствует о квалифи­кации лектора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.