КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии оценки и требования к проведению лекционного занятия
Во многих случаях возникает необходимость оценить качество лекции. Специально выделенные для оценки вопросы могут помочь преподавателю самому дать оценку своей лекции как в целях ее совершенствования, так и в отдельных случаях для выявления причин потери интереса слушателей. Подобные вопросы полезны и в качестве плана обсуждения открытых лекций, позволяя дать оценку содержанию лекции, методике ее чтения и мастерству лектора. Ряд таких узловых моментов, которые могут составить канву для оценивания подготавливаемой или прочитанной лекции, выделила Т. А. Ильина. Содержание лекции. Научность, соответствие современному уровню развития науки. Идейная направленность — отбор содержания излагаемого материала; освещение его с позиций принципа партийности; специальное выделение мировоззренческих идей; наличие методологических вопросов, правильная их трактовка; сопоставление концепций советских и буржуазных учений, критическое рассмотрение последних и т. д. Активизация мышления, проблемность — проблемное начало лекций, выдвижение проблемных вопросов и показ противоречий по ходу- лекции; ознакомление с историей научного поиска; показ различных концепций и точек зрения; выдвижение проблем для самостоятельного исследования и т. д. Связь с жизнью, показ практической значимости областей применения на практике. Содержание лекции и содержание учебника — излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы; дается ли задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т. д. Указание на связь с предыдущими лекциями и с последующими темами или разделами курса, внутрипредметные связи. Указание на связь с другими курсами — межпредметные связи. Методика чтения лекций. Четкая структура лекции и логика изложения — наличие плана, строгое следование ему, отклонение от плана и т. п. Сообщение литературы к теме — в начале лекции, по ее ходу или в конце; дается обязательная и дополнительная литература или только обязательная; оценка правильности выбора рекомендованной литературы и т. п. Доступность и разъясненность всех новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Использование приемов закрепления — повторение, вопросы на проверку понимания, усвоения и т. п.; подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции и т. п. Использование наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО). Применение лектором опорных материалов при чтении лекции — текст, конспект, отдельные записи, свободное чтение без опорных материалов и т. п. Руководство работой студентов. Требование вести запись и контроль за выполнением этого требования. Обучение студентов методике ведения записей, оказание им помощи в этом — изменение темпа, медленный темп при выделении материала, подлежащего записыванию, паузы для записи, вычерчивания графиков и т. п. Просмотр конспектов лекций — во время, после лекции, на семинарских или практических занятиях. Использование приемов поддержания внимания — риторические вопросы, шутки, экскурсы в смежные области, замечания. Разрешение задавать вопросы лектору — в процессе лекции, после лекции, в письменной форме, устно и т. п. Результаты лекции. Информационная ценность лекции. Воспитательное воздействие. Достижение дидактических целей. Требования к содержанию лекции Даже самые лучшие методы и приемы не принесут успеха и по кажутся искусственными, если они не будут увязаны с темой и замыслом выступления или лекции Возможное начало лекции: 1) краткий экскурс в историю с использование?» мифов, случаев действительности, т.е. обращение I событиям, времени, месту; 2) краткое повторение материала прошлой лекции 3) постановка вопроса, чтобы студенты задумались, что произойдет, если... почему... как... и т.п. 4) устный или письменный экспресс-контроль (10-15 мин, не более). Вся вступительная часть лекции должна длиться не более 4—5 мин. Главная часть лекции самая пространная и самая ответственная. Здесь логика изложения является той силой, которая ведет за собой аудиторию. «Каждый замечал: чем логичнее речь, стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждающее воздействие слова лектора. И это вполне справедливо: законы логики отражают объективную истину, многовековую человеческую практику. Следовательно, тот, кто логично мыслит, придет к объективно правильным выводам. И наоборот, нарушение правил логики ведет к ошибочным заключениям». В главной части лекции в зависимости от целевой установки и состава слушателей могут быть использованы разнообразные методы логического развертывания материала, т. е. в лекционной работе большое значение имеет форма подачи материала. Одна и та же лекция может быть построена по-разному, можно избрать путь дедуктивный (от общего к частному) или индуктивный (от частного к общему). При сходном наборе сведений в одном случае лектор прибегает к внушению, т. е. акцентирует однозначные оценочные критерии. В другом случае материал преподносится в дискуссионной форме, предполагающей усвоение информации в результате самостоятельных умозаключений слушателя. Выбор вариантов определяется особенностями аудитории. Так, если среди слушателей преобладают девушки-подростки, лектор учитывает характерную для них высокую внушаемость и относительно низкую информированность, поэтому избирает «установочную» форму подачи материала как наиболее оптимальную. Если аудитория осведомленная, со сложившейся системой установок, то наиболее приемлема дискуссионная форма изложения. Согласно исследованиям активное внимание слушателей и усвоение информации ограничивается интервалом 40—45 мин при дискуссионном характере лекции. Количество главных вопросов, рассматриваемых в лекции, должно быть 3—5,это оптимальное число, рекомендуемое для лекции. Количество приводимых фактических данных необходимо ограничить 5—7 (видимо, это связано с переходной памятью человека). Цифровые данные не следует концентрировать в одном разделе. Умение определить все это свидетельствует о квалификации лектора.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |