Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили педагогического общения. Этапы построения педагогического общения




Стиль деятельности есть взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера для осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип. Существуют три типа стиля деятельности: авторитарный, демократический, попустительский. В каждом человеке преобладает один из этих типов и этот преобладающий тип определяет стиль его работы.

Для учителей наиболее характерны следующие четыре стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методический, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методический. Рассмотрим эти стили вкратце.

1 .Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, преподаватель недостаточно адэкватно относится к конечным результатам. Планирует свою работу, для занятия он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный материал оставляет для самостоятельной работы студента. Ориентируется в основном на сильных студентов. Деятельность преподавателя высоко оперативна, на занятии он часто меняет вид работы, практикует коллективные обсуждения. Однако богатый материал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний студентов. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к студентам такой учитель чуток и проницателен.

2.Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адэкватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно обрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний студентов. Деятельность преподавателя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремиться активизировать студентов не внешней развлекательностью, а особенностью самого предмета. Учитель повышенно чувстивителен к изменениям ситуации на занятии, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к студентам.

3. Рассуждающе-импровизированный. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результат обучения, адэкватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Преподаватель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он всегда использует коллективные обсуждения. Но сам меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействие на студентов косвенным путем, давая возможность отвечающим детально формировать свои ответы. Учитель этого стиля чувствителен к изменениям ситуации на занятии, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адэкватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности студентов, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Под понятием индивидуальный стиль педагогической деятельности подразумевается выбор преподавателем средств воздействия на учащихся и форму поведения. При этом преподаватель учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по - разному.

Основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности проявляются в следующих компонентах:

- в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

-в реакции на те или иные педагогические ситуации;

-в выборе методов обучения;

-в подборе средств воспитания;

-в стиле педагогического общения;

-в реакции на действия и поступки студентов;

-в манере поведения;

-в предпочитании тех или иных видов поощрений и наказаний;

-в применении средств психико-педагогического воздействия на студентов.

Среди важнейших характеристик указываются следующие стили работ:

-преимущественная ориентация учителя на процесс обучения, на результаты обучения;

-адэкватное-неадэкватное планирование учебно-воспитательного процесса;

-оперативность-консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности;

-рефлексивность-интуитивность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.