Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 18. Диагностика обученности, ее роль в управлении образовательными процессами. Место и роль тестов учебных достижений в диагностике обученности




Технические средства и новые информационные технологии в обучении.

Методы обучения. Связь целей и методов педагогической деятельности. Краткая характеристика сложившихся методов обучения. Классификация и характеристика методов обучения. Инновационные методы и модели в современном образовании.

 

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.

Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер).
Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый (М. И. Махмутов).
Все чаще применяются подходы к классификации методов обучения одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям (Н. М. Верзилин), по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А. Н Алексюк, И. Д. Зверев и др.)
В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук предложили модель методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания.
Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов: логико-содержательная, источниковая, процессуальная и организационно-управленческая, предложил С. Г. Шаповаленко.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний, комплексный подход к характеристике их сущности.
В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности.
Поскольку в советской психологии общепринято теперь рассматривать мышление как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и деятельность практическая (А. Н. Леонтьев), то представляется необходимым при описании методов обучения непосредственно исходить из теории деятельности человека.

При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся. в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.) методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.) Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.
Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

В зависимости от назначения технические обучающие средства подразделяются на:

· информационные;

· контролирующие;

· репетиторы;

· компьютеры, которые позволяют при соответствующем аппаратно-программном обеспечении эмулировать любое из перечисленных выше технических средств обучения.

Информационные технические обучающие средства предназначены для односторонней связи с учащимися. К ним относятся:

· визуальные информационные средства (проекторы различных типов), применяемые для иллюстрации материала во время групповых занятий,

· звуковые информационные средства, применяемые при изучении иностранных языков и в музыкальном образовании,

· комбинированные аудио-визуальные средства,

· средства мультимедиа современных персональных компьютеров.

Контролирующие технические обучающие средства предназначены для автоматизации процесса контроля знаний учащихся. Устройство выдает задание учащемуся, сравнивает ответ с эталоном, выдает информацию о том, правилен или неправилен ответ, определяет и выдает итоговую оценку.

Репетиторытехнические устройства, объединяющие функции информационных и контролирующих технических средств. Они в наибольшей степени отвечают задачам программированного обучения. Специализированные репетиторы, предназначенные для отработки, контроля и закрепления узкого круга профессиональных навыков называются тренажерами.

Современное качество высшего образования безусловно определяется использованием активного обучения, когда студенты вовлечены в образовательный процесс. Активные обучение предполагает обязательную деятельность студентов в направлении получения, обработки и использования приобретаемых знаний.

Широкое применение информационных технологий способно значительно повысить эффективность активного обучения для всех форм организации учебного процесса. Повышение выразительных возможностей компьютеров в представлении учебной информации дает возможность воздействовать, практически, на органы восприятия информации, создавая, таким образом, более эффективную обучающую среду, а распространение сетевых технологий обеспечивает практическое внедрение систем повсеместного обучения с ориентировкой на индивидуальные возможности и потребности студентов. Существенная особенность активных методик обучения заключается в возможности помимо аудиторных занятий при соответствующем обеспечении получать основные знания посредством самостоятельной работы студентов с учебными материалами. Использование анимационных эффектов и видеосюжетов благодаря возможностям компьютера, становится реальным переход от традиционной технологии (доска и мел, плакаты и схемы, слайды) к новой интегрированной образовательной среде, включающей все возможности электронного представления информации.

Преподаватель в мультимедиа лекционной аудитории получает мощный инструментарий для представления информации в разнородной форме (текст, графика, анимация, звук, видео). В таких системах лектор сам определяет последовательность и формы изложения материала, может относительно легко возвращаться к рассмотренным схемам, рисункам и сюжетам для уточнения или связи с текущей информацией, давать дополнительные пояснения, если это необходимо для конкретной аудитории. Да и наличие такого вида учебного материала дает возможность самим слушателям ознакомиться с ним в приемлемом для них темпе и режиме работы. Мультимедиа лекции можно использовать для преподавания практически всех курсов. Качество и степень освоения учебного материала, как показывает практика, существенно возрастают [2]. Помимо формирования богатой образовательной среды, преподаватель при возможности сокращения времени на воспроизведение информации может существенно больше времени отвести на объяснение материала. Следует отметить, что для проведения семинарских и практических занятий информационные технологии используются реже. Но современные исследования в области образовательных технологий показали, что именно здесь лежат огромные резервы в повышении эффективности обучения, так как при традиционном обучении даже в малых группах не всегда удается активизировать всех студентов на занятии и контролировать их знания. Решение этого возможно за счет использования информационных технологий.

Наиболее существенным достоинством новых информационных технологий является то, что их применение позволяет сделать процесс обучения личностно ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и способностей, формирование модельных представлений и т.д.).

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения, и авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

Применение средств новых информационных технологий в учебном процессе позволяет таким образом перестроить традиционную методическую систему обучения, что она становится полностью инновационной. Использование новых информационных технологий позволяет наряду с традиционными целями обучения в целом и целями урока (формирование знаний, практических умений) ставить и такие цели, достижение которых возможно лишь в этом случае. Так, появляются возможности для решения задачи формирования у учащихся умения осуществлять исследовательскую деятельность, используя компьютерный модельный эксперимент, формировать у них информационные умения, представления о границах применимости модельного эксперимента. Использование компьютера и соответствующие новые методические приемы обучения позволяют решать такие образовательные задачи, которые традиционные образовательные технологии решить не могут. Это, в частности, формирование у учащихся представлений о роли и границах применимости моделей и модельного эксперимента, соответственно о преимуществах натурного эксперимента перед модельным. Это также формирование представлений о направлениях повышения точности модельного эксперимента и развитии и уточнении моделей, используемых в физике.

 

Вопрос 17. Содержание образования. Образовательные программы, учебный план, учебные программы, учебники, учебно-методический комплекс.

Содержание образования. Образовательные программы, учебный план, учебные программы, учебники, учебно-методический комплекс.

Под образованием в законе «Об образовании» (1992) понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином опред. государственных образовательных уровней. в ст. 14 изложены основные требования к содержанию образования:

1. оно должно быть ориентировано на

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации

· развитие гражданского общества

· укрепление и совершенствование правового государства.

2. Содержание образования должно обеспечивать:

· Формированию у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной подготовки.

· Интеграцию личности в систему мировой и национальной культур

· Формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества

· Воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

Содержание образования (Лернер) – это педагогически адаптированная система знаний,умений, навыков,опыта творческой деятельности и опыта эмоционально ценностного отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, которая подготовлена в воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.

Основные элементы содержания образования:

1. Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоритические обобщения.

Виды: фактические (термины, понятия,законы,теории); методологические(знания о способах деятельности и методах научного познания); оценочные знания.

2. опыт осуществлениея известных способов деятельности. Автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

3. опыт творческой деятельности, обеспечивающий решение новой нестандартной задачи.

4. опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Принципы формирования содержания образования:

1. соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности.

2. единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

3. принцип гуманизации

4. принцип фундаментализации

Современная тенденция развития содержания образования –это его стандартизация, что обусловлено необходимостью создания в стране единого образовательного пространства, благодаря которому обеспечивается единый уровень общественного образования и вхождение России в систему мировой культуры.

Под стандартом образования понимается система основных параметров принимаемых в качестве государственной нормы образованности. В настоящее время существует государственный образовательный стандарт для общего образовании, для профессионального образования только для основной образовательной программы.

ГОС основного общего образования установлен федеральным законом «о гос. стандарте общего образования».

В ГОСе выделяют: федеральный компонент;национально-региональный компонент; компонент образовательного учереждения.

Гос определяет обязательный уровень содержания основных образовательных программ; mах объем учебной нагрузки; требования к выпускникам.

ГОС находит свое отражение в учебных планах.

Виды учебных планов: Базисный учебный план; Типовой региональный; учебный план образовательных учреждений.

Базисный учебный план является частью госа. Для основной школы утверждается гос думой, для средн. полной школы Министерством образования и науки.

Он отражает продолжительность обучения, недельную учебную нагрузку для обучающихся.

Базисный учебный план включает в себя федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения. Состоит из вариативной и инвариативной части. Инвариативная часть включает в себя след. образовательный области: 1. русский язык как государственный, ин. языки и литература, 2.общественный дисциплины,3. естественные дисциплины, 4. математика, 5. Искусство, 6. технология, 7. физкультура.

Вариативная часть включает в себя занятия по выбору и обязательные занятия, относящиеся к национально-региональному компоненту; факультативы, индивидуально групповые занятия, включенные в школьный компонент.

Типовые региональные планы разрабатываются региональными органами на основе БУП,носит рекомендательный характер для общеобразовательных учебных заведений.

Учебный план школы. Можно выделить 2 вида:

1. учебный план школы, разработанный на длительный период времени (на несколько лет) на основе БУП и типовых региональных планах

2. рабочий учебный план разрабатываемый ежегодно.

Образование конкретизируется в отдельном учебном предмете.

Учебный предмет –система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усваивать определенную сферу знаний. Содержание учебного предмета, раскрывается учебной программой.

Уч. Программа – это нормативный документ раскрывающий содержание знаний, умений и навыков, логику изучения материала с указанием последовательности изучения тем и примерной дозировкой времени. Существуют типовые учебные программы, утвержденные министерством образования. Рабочие учебный программы составляются учителем с учетом специфики школы. Авторские учебные программы. Разделы: пояснительная записка, основные разделы с указанием тем, дозировки времени, в конце требования к знаниям и умениям школьников, и список литературы.

Учебные программы могут строится по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в ьолее усложненном виде проходят в последующих ступенях обучения. Сущность линейного способа построения уч. программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.

Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебных пособиях и учебниках, где изучаемый материал по каждому предмету расчленяется по темам и дается его фактическое изложение. Кроме того они содержат указания по организации работы школьников, вопросы для самопроверки, упражнения, сводные хронологические таблицы и т.п. Учебные пособия служат вспомогательным средством организации учебной работы в школе.

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином опред. государственных образовательных уровней.

Основные требования к СО

3. оно должно быть ориентировано на

· обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации

· развитие гражданского общества

· укрепление и совершенствование правового государства.

4. СО должно обеспечивать:

· Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира

· Адекватный мировому уровень общей и профессиональной подготовки.

· Интеграцию личности в систему мировой и национальной культур

· Формирование человека гражданина, интегрированного в современно ему общество и и нацеленного на совершенствование этого общества

· Воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

СО (Лернер) – это педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально ценностного отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, которая подготовлена в воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества.

 

Принципы формирования содержания образования:

5. соответствие содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры, личности.

6. единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

7. принцип гуманизации

8. принцип фундаментализации

9. Связь знаний с жизнью

10. Соотв-ие возр-ым особен-ям и уровню подгот-сти шк-ов

11. Развив-ий хар-р О (память, внимание, мыш-ие, речь).

Составные части содержания образования:

Знание – это сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения; Виды: фактические (термины, понятия,законы,теории); методологические (знания о способах деятельности и методах научного познания); оценочные знания.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов контроля и приемов регулирования;

Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике. Умение включает в себя знания и навыки.

Эмоционально-ценностные отношения к действительности включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

Содержание учебного процесса – конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех. Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предметам.

Современная тенденция развития СО – это его стандартизация. Под стандартом образования понимается система основных параметров принимаемых в качестве государственной нормы образованности. В ГОСе выделяют:

1. федеральный компонент

2. национально-региональный компонент

3. компонент образовательного учереждения.

Гос определяет обязательный уровень содержания основных образовательных программ; mах объем учебной нагрузки; требования к выпускникам. ГОС находит свое отражение в учебных планах.

 

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т.д. Предметы делятся в плане на обязат. и факульт-ые. Разрабат-ся и утвержд. центр-ми рганами просвящения. На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам.

Виды учебных планов:

1. Базисный учебный план (является частью госа, отражает продолжительность обучения, недельную учебную нагрузку для обучающихся, включает в себя федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения, состоит из вариативной и инвариативной части).

2. Типовой региональный (разрабатываются региональными органами, носят рекомендательный характер для общеобразовательных учебных заведений)

3. учебный план образовательных учереждений.

 

Учебный предмет – система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усваивать определенную сферу знаний.

 

Учебная программа – это нормативный документ раскрывающий содержание ЗУН, логику изучения материала с указанием последовательности изучения тем и примерной дозировкой времени. Существуют типовые учебные программы, утвержденные министерством образования. Рабочие учебный программы составляются учителем с учетом специфики школы. Авторские учебные программы. Разделы: пояснительная записка, основные разделы с указанием тем, дозировки времени, в конце требования к знаниям и умениям школьников, и список литературы.

Учебные программы могут строится по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят в последующих ступенях обучения. Сущность линейного способа построения уч. программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.

 

Учебная литература. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в учебных пособиях и учебниках, где изучаемый материал по каждому предмету расчленяеся по темам и дается его фактическое изложение. Кроме того они содержат указания по организации работы школьников, вопросы для самопроверки, упражнения, сводные хронологические таблицы и т.п. Учебные пособия служат вспомогательным средством организации учебной работы в школе.

 

В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, т.е. информация, которая поступает от ученика к учителю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и достижениях учащихся в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи важен для учителя, так как позволяет ему диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать свои действия, строить последующий этап обучения на основе достигнутого на предшествующих, дифференцировать методы и задания с учетом индивидуального продвижения и развития учащихся. Не менее важна обратная связь для учащихся, ибо благодаря ей они могут видеть недостатки и достижения, получить оценку своей деятельности, советы по ее корректированию.

 

На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операции: проверку, контроль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также выставление отметок.

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями, и развитии степени достижения целей обучения.

Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного резуль-тата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки - определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Общие принципы диагностирования обученности:

1. Объективность заключается в научном обоснованном содержании диагностических тестов, диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений.

2. Принцип систематичности – необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса от начального восприятия знаний и до их практического применения.

3. Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.

Виды контроля:

· предварительное выявление уровня знаний (функция – определение знания важнейших элементов курса, направленное на устранение пробелов);

· текущая проверка (тематическая) (функция – способствует упрочнению знаний);

· повторная проверка (тематическая) (функция – способствует упрочнению знаний);

· периодическая проверка по устному разделу или теме урока (функция – систематизация и обобщение);

· итоговая проверка проводиться в конце каждой четверти и по завершению учебного года;

· комплексная проверка (функция – диагностирование качества реализации межпредметных связей).

Методы контроля:

– это способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которой выявляются усвоение учебного материала и овладение учащимися требуемыми знаниями, умениями и навыками.

Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся. Различают фронтальный, индивидуальный, комбинированный опрос.

Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля знаний, умений и навыков учащегося. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для индивидуальной работы с каждым.

Практическая проверка позволяет выявить, как учащиеся умеют применять полученные знания на практике.

Тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов учащихся на различные вопросы, записанные на специальных карточках – заданиях.

Самоконтроль и самопроверка. Самоконтроль активизирует познавательную деятельность учащегося, воспитывает сознательное отношение к проверке, способствует выработке умений находить и исправлять ошибки.

Тест обученности — это совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Тесты обученности применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.

Правильно составленные тесты должны удовлетворять ряду требований.

1. стандартизация теста (задания одинаковы по содержанию и уровню сложности)

2. валидность (должен фиксировать то, ради чего разрабатывался)

- по содержанию (наиболее существенные темы и разделы)

- по результатам (% на «3», сравнивается с уровнем, кот. есть)

3. надежность (степень надежности характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя; в = условиях тест должен давать = результаты)

4. действенность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений.

5. эффективность: тест обеспечивающий при прочих равных условиях большее кол-во ответов за единицу времени, считается >> эффективным.

6. характеристика дифференцированности (различимости) связана с использованием таких тестов, где нужно выбирать правильный ответ из нескольких возможных альтернатив. Если, скажем, все учащиеся безошибочно находят правильный ответ на один вопрос и также дружно не могут ответить на другой, то это сигнал для совершенствования теста в целом. Его необходимо дифференцировать, сделать различимым. Иначе подобные задания не помогут отделить тех, кто усвоил материал на необходимом уровне, от тех, кто заданного уровня не достиг. Практически дифференцируют тесты по результатам статистического анализа, сравнивая результаты выполнения теста в целом с результатами выполнения отдельных заданий. Если коэффициент корреляции между ответами на конкретные задания и на тест в целом больше 0,5, то это свидетельствует о достаточной дифференцированности теста.

 

 

Тесты:

1. открытые

2. закрытые (фиксируется уровень воображения, мышления, синтеза)

ЕГЭ – это единые экзамены по отдельным предметам, проводимые в форме тестирования, которые должны сдавать выпускники общеобразовательной средней школы.

3 составляющие

Блок А – закрытые тесты

Блок Б – ответы

Блок С – открытые тесты

 

 

Диагностика обученности, ее роль в управлении образовательными процессами. Место и роль тестов учебных достижений в диагностике обученности.

Будем различать диагностику как общий подход и диагностирование как процесс (составную часть) практической педагогической деятельности. Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.

Различают диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Как видим, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее по сей день идут жаркие:поры о смысле оценивания, его технологии. педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества — категорическим определителем успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы (методики) обучения. Требование объективности контролирования в сочетании с гуманным отношением педагогов к обучаемым пронизывает все дидактические системы.

Строго критиковал современные ему формы контроля К.Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал прежде всего то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. Они напрасно теряют время, сжигают силы, волнуясь в ожидании. Естественно, в такой обстановке ученик не способен проявлять любознательность, инициативу.

В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучаемому.

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга — показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.