Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Традиционно-педагогические методы исследования




Наиболее известные «новые школы» 20 в.

· школа «свободного воспитания» (в Лейпциге и др.): не существовало учебного плана и классов; ориентация на интерес и развитие уч-ся. Главная задача обучения – дать более полное представление о разных явлениях окружающего мира.

· «школа делания» (Дьюи, США): стремилась приблизить обучение к жизни и опыту детей, т.е. организовать обучение посредством делания. Из данного направления выросли:

ü «лабораторная школа» (Дьюи);

ü «игровая школа» (Пратт), основана на принципе использования игры и метода драматизации в процессе обучения;

ü «детская школа» (Наумберг): предпочтение индивидуальных занятий;

ü «органическая школа» (Джонсон): ориентация на занятия в группах.

· Вальдорфская школа (Р. Штайнер, Германия) решала задачи всестороннего развития личности ребенка посредством интенсивной духовной деятельности. Поэтому школа ориентировалась на автономную от социального мира духовную жизнь детей. Организация обучения строилась на принципе самоуправления. К процессу обучения привлекались родители.

· Школы, работающие по «дальтон-плану» (Англия, США) принципы: свобода ребенка (возможность учиться в индивидуальном ритме тем предметам, которые он выбрал), взаимодействие его с группой детей (разных возрастов), распределение учебного времени.

 

 

 

Наблюдение – наиболее распространенный и доступный метод изучения

педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического

исследования. В широком смысле означает организованную, познавательную

деятельность, направленную на установление исторических связей

воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных

системах. В современном, несколько более суженном смысле этот метод

понимают как изучение передового опыта творчески работающих

педагогических коллективов, отдельных учителей. В процессе

научно–педагогических исследований изучают школьную документацию,

характеризующую учебно-воспитательный процесс. В ней содержится масса

объективных данных, помогающих устанавливать причинно–следственные

зависимости, взаимосвязи между изучаемыми явлениями Изучение

документации дает, например, ценные статистические данные для

установления связи между состоянием здоровья и успеваемостью тем, как

составлено расписание и работоспособностью учеников и т. д. Изучение

школьной документации обязательно сочетается с другими методами. Изучение ученического творчества – домашних и классных работ по всем

учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов, результатов

эстетического и технического творчества о многом скажет опытному

преподавателю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и

интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития

старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности – это

лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где можно с успехом

применять этот метод.

К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы.

Выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.

Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попыткам и исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков

Вce перечисленные традиционные методы взаимодополняют друг друга и применяются в комплексе

Один из современных методов педагогического исследования

–педагогический эксперимент. Пeдaгoгичecкий экcпepимeнт – это научно

поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно

учитываемых условиях. Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс,

школу или несколько школ. Исследования могут быть длительными и

краткосрочными в зависимости от темы и цели. Эксперимент проводится для

того, чтобы проверить возникшую гипотезу

Пользуется популярностью в педагогической среде метод тестирования.

Слово "тест" в переводе с английского означает “задача, испытание”.

Педагогическое тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех

испытуемых обследование проводимое в строго контролируемых условиях,

позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики

педагогического процесса. От других способов обследования тестирование

отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью

автоматизации.

Процессы воспитания, образования имеют коллективный характер.

Наиболее часто применяемые методы их изучения – массовые опросы

участников данных процессов, проводимые по определенному плану. Эти

вопросы могут быть устными – (интервью) или письменными (анкетирование).

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами.

Педагогов анкетирование привлекло возможностью быстрых массовых

опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и

возможностью автоматизированной обработки собранного материала.

Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.