КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятийный аппарат исследования
· Направление и актуальность исследования Исследовательская работа начинается с определения направления исследований. Оно может быть предложено преподавателем или сформироваться у учащегося самостоятельно в ходе знакомства с теорией какой-либо науки или в результате практических занятий. Общее направление исследований очерчивает область, в которой будет вестись работа, ограничивает, в определенной мере, объем материала. Иными словами, это объектная область исследования. Для студента педагогического вуза объектными областями исследования могут стать и "дидактика, или теория обучения", и "теория воспитания", и "история педагогики и образования ", и "психология ", и "методика преподавания …", и т.д. Однако внутри этого общего направления необходимо выбрать конкретный предмет (вопрос, проблему) исследования. Этот выбор определяется, прежде всего, интересом студента (школьника) и его актуальностью. Актуальность показывает не только, насколько изучение данного вопроса важно для науки и практики, но почему это изучение важно именно сейчас. Степень или острота актуальности может быть различной. Можно выделить различные уровни актуальности: - для педагогической науки или практики в целом; - для отдельных предметных методик; - для региона; - для конкретного училища или школы (оказывающие воздействие на - для отдельного учащегося (субъективный уровень). Актуальность необходимо обосновывать. Иными словами, нужно показать, что данный вопрос (на каком-то уровне) недостаточно раскрыт в теории науки и нет его решения в практике (или это решение не известно в данном педагогическом сообществе). Научно-педагогические исследования, с определенной долей условности, можно подразделить на следующие виды: - теоретико-методологические; - историко-педагогические; - интегративные; - конкретно педагогические (дидактические или по теории воспитания); - частно-методические. В рамках написания курсовых и выпускных квалификационных работ целесообразно (соответствует силам и возможностям) выполнение конкретно педагогических и частно-методических исследований на уровне актуальности для отдельных предметных методик, для региона, для конкретного училища или школы, для отдельного учащегося. · Тема и проблема исследования В выбранной объектной области определяется исследовательская проблема. В повседневной жизни под проблемой понимается любое затруднение или не решенная еще задача. Научная проблема - это противоречие между наличествующем и должным. То есть между предъявляемыми современными требованиями и теми результатами, которые достигнуты в педагогической практике на сегодняшний день. Проблемой может выступать и противоречие опыта и знаний исследователя с положениями, изложенными в той или иной публикации. Проблемой является и противоречие между запросом на знания по какой-то области и отсутствием таковых в теории или практике (неисследованное, новое направление - "белое пятно"). Например, одним из таких противоречий является несоответствие уровня профессиональной подготовки большинства педагогов уровню, который необходим для действительной реализации на практике идей личностно-ориентированного образования. Проблема это как бы заявка на поиск. Однако далеко не каждая проблема требует для своего решения организации научных исследований. Так, например, выделенная нами проблема - "несоответствие уровня профессиональной подготовки большинства педагогов уровню, который необходим для действительной реализации на практике идей личностно-ориентированного образования" - решается, в частности, организационными управленческими методами. Для решения некоторых проблем достаточно поиска в научной литературе, для других необходимо проведение опытно-поисковой работы, для третьих - проведение эксперимента или исследовательской работы. Определив научную проблему можно перейти непосредственно к формулировке темы исследования. Основное требование здесь заключается в том, что в названии темы должна быть выражена проблема исследования. Кроме того, в ней обозначается общее содержание и примерный аспект изучаемых процессов. В то же время тема должна однозначно интерпретироваться. Например, изучение педагогической литературы показывает, что изолированное применение различных рекомендуемых методов для исправления асоциального поведения некоторых воспитанников малоэффективно. Возможно сформулировать проблему как поисковый вопрос: "Не зависит ли эффективность исправления девиантного поведения воспитанников от системности в применении методов коррекции?" Тогда предварительно тема исследования может быть сформулирована следующим образом: "Применения методов коррекции девиантного поведения воспитанников". Формулировка предварительная, потому что, в ней следует еще уточнить, что будет исследоваться и в каких условиях и что доказываться. Это можно сделать только после изучения литературы и педагогического опыта. (К уточнению данной формулировки мы вернемся в следующих разделах данного пособия). Актуальность и тема исследования обсуждаются на секциях или лабораториях научного студенческого (ученического) общества. Если речь идет о вузе, то окончательная формулировка темы исследования утверждается на заседании соответствующей кафедры. Закрепление тем выпускных квалификационных работ (с указанием руководителей и сроков выполнения) за студентами оформляется приказом ректора. По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания для каждого студента. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту. · Предмет и объект исследования В выбранной объектной области выделяется крупная, но довольно целостная и самостоятельная часть - то явление, которое вы будете исследовать. Это и есть объект исследования. Предмет исследования - конкретная часть объекта, сущностная его сторона или внутреннее отношение, относительно которого и ведется поиск. Так, если объектом выбраны "Методы нравственного воспитания", то в качестве предмета исследования может выступать любой из методов или их сочетание. В примере, на который мы ссылались выше, объектной областью является концепция воспитания так называемых трудных детей, объектом - девиантное (отклоняющееся, асоциальное) поведение таких воспитанников, а предметом - условия коррекции девиантного поведения. Следует иметь в виду, что соотношение между объектной областью, объектом и предметом исследования являются отношениями относительной соподчиненности. Объект уже объектной области, а предмет уже объекта, но то, что в одном случае является объектом, в другом - может выступать предметом исследования. Например, если взять за объектную область - "Организацию дифференцированного обучения", то в теме исследования: "Назначение класса повышенной обучаемости в системе разноуровнего обучения", объектом исследования будет являться система разноуровнего обучения, а предметом - класс повышенной обучаемости. Если же мы сформулируем тему следующим образом: "Возможности опережающего обучения русскому языку в классах повышенной обучаемости", то класс повышенной обучаемости становится уже объектом исследования, а предметом - процесс обучения русскому языку. Четкое выделение объекта и предмета исследования позволяют уточнить формулировку темы, поскольку это, фактически, еще более узкий вопрос, касающийся предмета. Нашу тему мы можем скорректировать так: "Условия эффективного применения методов коррекции девиантного поведения воспитанников". · Гипотеза, цель и задачи исследования Исследование всегда направлено на выявление каких-то закономерностей, взаимосвязей и взаимозависимостей между параметрами изучаемого процесса или явления. Но, выявляя эти закономерности, мы уже каким-то образом предполагаем, что они есть. Гипотеза - это и есть предположение (основание); предварительное суждение о закономерной связи явлений. Следовательно, гипотеза строится по внутренней логике: "Если... то,...". В научной литературе встречаются различные виды гипотез. Так, В.И. Загвязинский различает рабочую и научную (реальную) гипотезы. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение для обработки и систематизации накапливаемого материала. Научная (реальная) гипотеза "создается, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть "проект" решения, сформулировать положение, которое с определенными уточнениями и поправками может превратиться в научную теорию". По сути дела, научная гипотеза - это то, во что превратилась начальная рабочая гипотеза в ходе исследования. Возможна и другая классификация гипотез, по степени охвата исследуемых явлений и процессов. Когда гипотеза охватывает весь класс явлений и распространяется на закономерности, действующие во всякое время и в любом месте, то её называют общей. Если она касается взаимосвязи части объектов какого-то класса, то говорят о частной гипотезе. К таким, например, относятся гипотезы, связанные с исследованием эффективности методов и приемов обучения, совершенствованием процесса обучения. Когда же в поле внимания исследователя находятся единичные факты или явление и высказывается предположение об эффективности данного феномена в процессе воспитания или обучения, то данные предположения называют единичными гипотезами. Гипотезы могут различаться и по глубине проникновения в суть исследуемого процесса. Описательными или эмпирическими называют гипотезы, в которых дается предположение в виде описания причин и возможных следствий, без объяснения сущностного механизма их взаимодействия. Объяснительными или гипотезами теоретического характера называются те, где дается объяснение механизма взаимодействия причин и следствий, выявляются факторы, вызывающие именно, данную, а не какую-либо другую зависимость. Гипотезы могут состоять из одного предложения (линейные) или из нескольких (разветвленные). Они могут быть зафиксированы или содержаться в тексте имплицитно (внутренне). Например, в исследованиях по истории педагогике не принято формулировать гипотезу, но тема должна быть проблемной и как бы в себе предполагать гипотезу. При формулировке гипотезы следует исходить из проблемы исследования, поскольку гипотеза есть предположение о возможном решении данной проблемы. Формулировка гипотезы может сложиться как положительный ответ на вопрос, содержащийся в проблеме, и как перестановка формулировки проблемы (на первое место выдвигается условие, а затем идет результат). Применим эти подходы к противоречию между рекомендуемыми методами коррекции поведения и их низкой практической эффективностью, сформулированному нами в проблему: "Не зависит ли эффективность исправления девиантного поведения воспитанников от системности в применении методов коррекции?" В первом случае, получаем рабочую гипотезу: "эффективность исправления девиантного поведения воспитанников зависит от системности в применении методов коррекции". Во втором - "системное использование методов коррекции девиантного поведения воспитанников дает более эффективный результат". Дальнейшая работа исследователя направляется на то, чтобы подтвердить (или опровергнуть) гипотезу. Фактически, это и является содержанием стратегической цели исследования. Формулировка цели делается на основе гипотезы, чтобы определить главное направление доказательства. Задачи позволяют уточнить и конкретизировать цель исследования. Они, как бы, определяют алгоритм поэтапных действий для достижения стратегической цели. В рассматриваемом нами случае цель исследования может быть сформулирована следующим образом: "Выявление эффективности применения методов коррекции поведения воспитанников". В соответствии с целью формулируются задачи, которые раскрывают каждое ключевое слово в теме. В нашем случае это может быть следующая совокупность задач: 1.Охарактеризовать эффективность различных методов коррекции поведения воспитанников, взятых в отдельности, на контрольных группах. 2.Определить эффективность методов коррекции поведения воспитанников, применяемых на основе системного подхода. 3.Сравнить эффективность подходов и сформулировать условия применения методов коррекции поведения воспитанников. Рассмотрим другой пример. Студента заинтересовала проблема обеспечения самореализации личности подростка в воспитательной системе школы. Объектом исследования была выбрана воспитательная система клубного типа; предметом - стал процесс самореализации личности подростка. Была сформулирована цель исследования: выявить условия, способствующие самореализации личности подростка в воспитательной системе клубного типа. Данная цель обусловила постановку следующих задач: 1. Охарактеризовать воспитательную систему клубного типа как частный вариант воспитательной системы гуманистической направленности. 2. В ходе констатирующего эксперимента выявить возможности самореализации учащихся в различных видах клубной (досуговой) деятельности. 3. Выявить характер отношений в системе "педагог-воспитанник" в воспитательной системе клубного типа. · Новизна и значимость исследования В ходе исследования студент получает результат. Результат может иметь (или не иметь) субъективную и объективную новизну. Естественно, что от студента вуза нельзя еще ожидать объективной научной новизны. Хотя такая возможность и не исключена. Результат его исследований будет иметь, скорее всего, субъективную новизну и значимость. Однако это не означает, что текст работы может быть полностью составлен из частей, переписанных из различных источников. Прямое цитирование и косвенное изложение (пересказ) позиций других авторов не могут занимать в курсовой работе более 85%, а в выпускной квалификационной работе более 75% текста. Остальной текст должен быть изложением самостоятельных позиций автора. · Теоретическая основа и база исследования Теоретической основой исследования являются те концептуальные научные положения (идеи, принципы) на которые опирается (использует в своей работе) студент. База исследования - это те литературные источники и та конкретная школа (класс или группа школьников), на базе которой осуществлялась экспериментальная работа. Целесообразно указать и сроки исследования. Это не срок выполнения и не время сдачи работы, а привязка в реальном времени - временной параметр работы. Эти сроки диктуются выполнением необходимого объема работы. · Методы исследования Все методы исследования можно подразделить на теоретические и эмпирические (практические). К теоретическим методам исследования относятся: анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, моделирование, классификация, обобщение. К эмпирическим методам относятся: наблюдение, беседы, рейтинг (оценка компетентных судей), самооценка, педагогический консилиум, диагностирующие контрольные работы, изучение педагогического опыта, изучение продуктов деятельности, опытническая педагогическая работа, эксперимент.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |