КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свободный конспект – это сочетание выписок, цитат, тезисов
Текстуальный (цитатный) конспект - это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат. План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного. Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли, дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала. Этапы работы: 1. Составьте план прочитанного текста или воспользуйтесь готовым. 2. Разъясните кратко и доказательно каждый пункт плана, выберите разумную и эффективную форму записи. 3. Сформулируйте и запишите вывод. Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Однако он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме. Этапы работы: 1. Прочитав текст, отметьте в нем основное содержание, главные мысли, выделите те цитаты, которые войдут в конспект. 2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпишите их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например: 1).... (цитата); .... (цитата); .... (вывод). 2) основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы. 3. Прочтите написанный текст, сверьте его с оригиналом. 4. Сделайте общий вывод. Характеристика конспекта: он требует серьезных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умении активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок. Этапы работы: 1. Используя имеющиеся источники, выберите материал по интересующей теме, изучите его и глубоко осмыслите. 2. Сделайте необходимые выписки основных мыслей, цитат, составьте тезисы. 3. Используя подготовленный материал, сформулируйте основные положения по теме. Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту, иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме, - тематический конспект. Тематический конспект – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы. Характеристика конспекта: он может быть обзорным и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом. Этапы работы: 1. Соберите литературу по теме. Изучите тот источник, где она изложена наиболее полно на современном уровне. 2. По этому источнику составьте подробный план с указанием страниц книги, относящихся к определенному пункту плана. 3. Изучите другие источники. Если в них встречается материал по уже имеющемуся пункту плана, запишите в плане и новый источник с указанием страниц. Если же в другом источнике материал раскрывает тему с другой стороны, добавьте еще пункт плана. 4. Проанализировав всю литературу, собранную по теме, вы получите окончательный план, по которому можно писать конспект, объединяя по пунктам материал из разных источников. Как добиться единства содержания конспекта, логической и грамматической связи между его частями? Для этого в первую очередь прочитывается весь текст, определяется его главная мысль, отбирается материал, который развивает эту мысль в логической последовательности. Текст делится на части (абзацы), указываются их границы. Особое внимание обращается на установление смысловых отношений между предложениями и частями текста, способы связи этих отношений. 5. Противоречивые, альтернативные мнения изложите во второй части конспекта или по ходу изложения, но как отступления от основной мысли конспекта так, чтобы ясно было, кто не одобряет и почему. 6. Отредактируйте составленный вами конспект, внимательно прочитайте его, если необходимо – доработайте. Приступая к работе над конспектом, воспользуйтесь следующими рекомендациями: 1. Прежде чем конспектировать, сокращать текст, составьте его подробный, развернутый план. 2. Проанализируйте план текста и сократите в нем те части, без которых содержание этого текста будет понято правильно и главное в нем не исчезнет. 3. Запишите сокращенный план, некоторые его части объедините. 4. В каждой из оставшихся частей определите главное и второстепенное (то, что при конспектировании может быть сокращено). 5. Предложения со сложными синтаксическими конструкциями замените по возможности простыми (короткими, сжатыми), причастные и деепричастные обороты – однородными членами. Конкретный пример по составлению плана, тезисов, конспекта (по статье К.А.Гельвеция "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" Раздел 10, гл.1./Хрестоматия по истории зарубежной педагогики…. Стр.238).
Вывод по 1 главе (это не всегда!): Ум и таланты у людей всегда суть продукты их стремлений и их особого положения. Наука о воспитании сводится, может быть, к тому, чтобы поставить людей в положение, которое заставило бы их приобрести желательные таланты и добродетели. Конкретный пример по составлению плана, тезисов, конспекта (по статье Ф.В.Адольфа Дистервега "Руководство к образованию немецких учителей" Гл. 3.(Хрестоматия по истории зарубежной педагогики... Стр.359).
Как делать выписки (выдержки)
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |