КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И обсуждения на практических занятиях
1. Что такое компетентность? Как Вы понимаете выражение «профессиональная компетентность педагога»? 2. Охарактеризуйте структуру профессиональной компетентности бакалавра в сфере образования. 3. Ключевые образовательные компетенции по классификации А.В. Хуторского таковы: ценностно-смысловая компетенция; общекультурная компетенция; учебно-познавательная компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; социально-трудовая компетенция; компетенция личностного самосовершенствования. Попытайтесь охарактеризовать эти компетенции и привести примеры их реализации в Вашей учебной деятельности как студента-бакалавра. · Практические задания 1) Прочтите и законспектируйте статью О.Е. Лебедева Компетентностный подход в образовании (См. Приложение 1.). 2) Составьте библиографию статей из периодических изданий по теме «Компетентностный подход в образовании» 3) Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов. 4) Дискуссия по теме: «Компетентностный подход – новая парадигма результата образования?» Формы контроля: - участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе семинара; - презентации по вопросам № 1, 2, 3 – выполняются творческими группами, состоящими из 2-3 человек; - конспекты и выписки из рекомендованных материалов; - практические задания № 1, 2, 3 выполняются письменно. Литература: 4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14. 5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. – М., 2005. – с. 216. 6. Зимняя И.А. Новая парадигма результата образования// Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С.32-42. 7. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под. ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – С-Пб., 2004. 8. Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М. и др. – М., 2007. 9. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М., 2003. – С.60-61. 10. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – №5. – С.3-12. 11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997. – С. 288. 12. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007. Глава 3. 13. Селевко Г. Компетентности и их классификация// Народное образование. – 2004. – №4. – С. 138-143. 14. Словарь иностранных слов. – М., 1884. – С. 241. 15. Советский энциклопедический словарь. М., 1986. – С. 614. 16. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 34-41. 17. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования. – 2003. – №5. – С.55-61. Более подробно с разнообразными вариантами заданий к семинарским занятиям (в рамках самостоятельной работы) Вы познакомитесь в Планах семинарских занятий с методическими рекомендациями по дисциплине «Педагогика» Модуль «Теория обучения (дидактика) и педагогические технологии. Основы управления педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования». Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ) Лабораторно-практические занятии (ЛПЗ) являются важной частью теоретической и профессиональной практической подготовки студентов-бакалавров. ЛПЗ направлены на обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам изучаемой дисциплины; формирование умений применять полученные знания на практике, развитие общих компетенций, включающих аналитическую, проектировочную, конструктивную деятельность; формирование профессиональных компетенций, направленных на выработку таких профессионально значимых качеств как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий является: формирование практических умений, необходимых в последующем в профессиональной деятельности; решение разного рода задач, в том числе, профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых и ролевых играх и т.п.); работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками; составление проектной, плановой, отчетной, другой специальной документации и т.п. При разработке содержания практических занятий учитывается, чтобы в совокупности они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная учебная дисциплина (модуль). На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными профессиональными умениями, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной практики, практики по профилю специальности, производственной практики. Наряду с формированием практических умений в процессе лабораторно-практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность их использования на практике, совершенствуются общеучебные умения и навыки, а также навыки исследовательской деятельности. Выполнению ЛПЗ обычно предшествует домашняя подготовка с использованием соответствующей литературы (учебники, лекции, методические пособия и указания и др.) и проверка знаний обучающихся как критерий их теоретической готовности к выполнению задания. В соответствии с ФГОС ЛПЗ могут носить ознакомительный (1 уровень), репродуктивный (2 уровень), продуктивный характер (3 уровень). Работы, носящие ознакомительный характер, отличаются тем, что при их проведении происходит узнавание ранее изученных объектов, свойств, простое воспроизведение информации. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении происходит выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством преподавателя, обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература. В работах, носящих продуктивный характер, обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. Обучающиеся проводят планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания. При планировании ЛПЗ необходимо находить оптимально соотношение ознакомительных, репродуктивных и продуктивных работ, чтобы обеспечить высокий уровень познавательной активности студентов-бакалавров. С целью повышения эффективности проведения ЛПЗ рекомендуется: разработка заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям; подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для обучающихся; использование в практике преподавания занятий, построенных на проблемной основе; применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ; эффективное использование эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия подбором дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе. Например, Практическое занятие № 9 (ЛПЗ, 2 часа) по теме Методы и приемы обучения,дидактическая цель которого – сформировать представление о системе общедидактических методов обучения; формировать умение проектирования способов воплощения общедидактических методов обучения в практике учебного процесса, проводится в форме операционной игры, помогающей отрабатывать выполнение конкретных специфических операций. В рамках операционной игры моделируется соответствующий рабочий процесс и создаются условия, способствующие приобретению студентами-бакалаврами умений соотносить любой прием обучения с соответствующим общедидактическим методом обучения и оценивать педагогические возможности используемых в практике приемов обучения. Студентам предлагается выполнить следующие задания. · Практические задания 1. Разработать и провести в студенческой аудитории изучение какой-либо школьной темы: -информационно-рецептивным методом, реализующимся в форме целостного объяснения учителя; - методом проблемного изложения, реализующимся в форме проблемного объяснения. 2. Разработать и провести в студенческой аудитории изучение новой темы: - информационно-рецептивным методом, реализующимся в форме объяснительно-иллюстративной беседы; - частично-поисковым методом, реализующимся в форме эвристической беседы. 3. Упражнения студентов в технике реализации приемов обучения, обслуживающих методы и обеспечивающих их эффективность (с учетом профиля факультета). 4. Провести анализ конспектов урока с точки зрения педагогической сущности планируемых методов обучения. Формы контроля: - выполнение предложенных заданий: задания № 1, 2 предполагают работу микрогрупп; - конспект раздела VI «Приемы обучения, реализующие общедидактические методы обучения» (по Е.Н. Селиверстовой). См. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие / Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.72. Литература: 1. Дидактика средней школы /Под ред. М.Н.Скаткина. – М., 1982. Гл. 5. 2. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения и ее значение для практики //Сов. педагогика, 1996, № 6. 3. Лернер И.Я. Учебный предмет. Тема. Урок. – М.: Знание, 1988. 4. Психолого-педагогическое образование: технологический аспект/ Под ред. Е.Н. Селиверстовой, Л.А. Романовой, В.А. Зобкова, О.В. Филатовой. – Владимир, 2001. – С.94-102. Более подробно с разнообразными вариантами заданий к лабораторно-практическим занятиям Вы познакомитесь в Планах практических занятий с методическими рекомендациями по дисциплине «Педагогика» Модуль «Теория обучения (дидактика) и педагогические технологии. Основы управления педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |