Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические занятия и подготовка к ним




Синтаксические конструкции

Со значением условия и следствия: каждая деталь убеждает в том, что…; …это напоминает нам, что…; …если не примем во внимание…; наше представление будет односторонним, если… О сложности и противоречивости вопроса: не сразу открывается подлинный смысл…; …с одной стороны, он…, с другой…; …но вместе с тем…; …если мы упустим…, то наше представление о…

Энантиосемия (способность самого слова приобретать противоположные значения)

вероятно; по-видимому; может быть (значение неопределенности) воздавать хвалу; прославлять (положительное значение) действие с целью охватить что-либо наверно славить объехать точно, определенно, именно так (значение определенности) распространять дурные слухи (отрицательное значение) действие с целью обойти, миновать что-либо

Фразеологизмы – оксюмороны

Оксюморон – стилистический прием, построенный на соединении антонимов в фразеологическое сочетание, которое своей необычностью оказывает на читателя этическое, эстетическое и эмоциональное воздействие:

умный дурак громко молчать без ножа зарезать

белая ворона заживо похоронить выйти сухим из воды

знакомый незнакомец медленно поспешать ломиться в открытую

пышное увяданье хорошо погрустить дверь и др.

богатый нищий серьезно посмеяться

 

Более подробно с разнообразными вариантами заданий к лекционным занятиям Вы познакомитесь в Курсе лекций по дисциплине «Педагогика» Модуль «Теория обучения (дидактика) и педагогические технологии. Основы управления педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования».

Другой, хорошо знакомой Вам формой организации учебного процесса, являются практические занятия. В рамках Модуля «Теория обучения (дидактика) и педагогические технологии. Основы управления педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования» предусмотрены семинарские и лабораторно-практические занятия.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Поэтому, основная цель семинара для студентов (как бакалавров, так и магистров) – не взаимное информирование участников, но совместный поиск качественно нового знания, вырабатываемого в ходе обсуждения поставленных проблем.

Семинарские занятия способствуют осмыслению ведущих научных идей, теорий, систем, направлений в рамках изучаемой дисциплины, формированию аналитических умений на основе сравнительных характеристик различных научных концепций и моделей. На семинарах вырабатывается аргументированная, личностно-рефлексивная позиция в оценке основных особенностей эволюции культуры. Подготовка к семинарам способствует формированию не только рефлексивной, нои научно-информационной компетентности, предполагающей владение навыками работы с разнообразными источниками, сформированность умений составлять библиографический список и план раскрытия темы; воспринимать и обрабатывать информацию, из информации получать новое знание; интерпретировать текстовые сообщения, создавать недостающие части текста; организовывать обсуждение и защиту рефератов, докладов, участвовать в научных дискуссиях, владение практикой организации диалога; организации и проведения деловых игр и пр.

Готовясь к семинару, студенты-бакалавры должны не только рассмотреть различные точки зрения по вопросу, выносимому на семинарское занятие, выделить его проблемные области, но и сформулировать собственную точку зрения, предусмотреть спорные моменты темы. Для полноценной подготовки к занятию чтения учебника или учебного пособия недостаточно, так как в них излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях из журналов поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов, дается новое не всегда стандартное его видение.

Варианты заданий для подготовки к практическим занятиям:

1. Задания, предполагающие работу с первоисточниками:

· составьте конспект (план-конспект; текстуальный, или цитатный конспект; свободный; тематический) первоисточников, указанных в перечне литературы;

· сделайте тезисные выписки из указанных источников;

· заполните представленную таблицу;

· составьте сравнительную таблицу педагогических теорий и систем различных авторов;

· составьте библиографию статей из педагогической периодики по определенной проблематике;

· подготовьте библиографический список и подробный план раскрытия темы;

· прочтите текст (статью, работу, рукопись…) и подготовьте письменную аннотацию (самостоятельно выбранному адресату);

· напишите краткий реферат изученного педагогического произведения, отметив основное его содержание и сформулировав краткие выводы. (Не бойтесь высказывать свое мнение. Ваш реферат должен отражать именно Вашу точку зрения на предмет!);

· подготовьтесь к написанию цитатного диктанта: заполните пробелы в тексте и назовите авторов представленных цитат;

· подготовьтесь к выполнению тестовых заданий по теме семинара;

· представьте сравнительный анализ статей из педагогической периодики (указанного временного периода);

· прочитав указанную статью, выполните следующие задания:

-ответьте на предложенные к ней вопросы (например, «Согласны ли Вы с позицией автора?», «В чем Вы не согласны с позицией автора?»);

-составьте тезисный план статьи;

-заполните таблицу (пропуски в таблице).

2. Творческие задания, предполагающие индивидуальный подход к их выполнению:

· разработайте проект работы образовательного учреждения по определенной педагогической системе;

· дайте сравнительный анализ линий преемственности в идеях авторов одной исторической эпохи или по определенной проблеме;

· определите основные педагогические условия реконструкции авторской педагогической концепции или системы в работе современного образовательного учреждения;

· составьте педагогический словарь терминов по авторской педагогической системе (на основе анализа трудов педагога);

· попробуйте с позиций сторонников данного подхода (концепции, системы) и их оппонентов аргументировано доказать обоснованность следующих суждений;

· напишите письмо, адресованное автору статьи, в котором в тезисной форме выскажите свои суждения по поводу содержания его статьи (постарайтесь написать письмо в стиле, которым пользовались в те годы).

В настоящее время в деятельности студентов и преподавателей вуза имеют место следующие виды учебных семинаров (по А. М. Князеву, И. В. Одинцовой).

Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом, педагогическом и др. На семинар могут быть приглашены специалисты соответствующих профессий и преподаватели данных дисциплин. Между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, развивает способность видеть межпредметные связи.

Проблемные. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Студенты получают задание отобрать, сформулировать и обосновать определенные проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение данных проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать устойчивый интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официальные материалы, указы, директивы и т.п. Студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона или решения данной проблемы. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные. Проводятся для более глубокого изучения различных проблем, имеющих прямое или косвенное отношение к изучаемой теме. Метод системных семинаров расширяет границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

Исследовательские. В вузах широкое распространение получают семинары исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которых является углубленное изучение отдельных научно-практических проблем, с которыми может столкнуться будущий специалист.

 

Например, Практическое занятие № 7 (Модуль 2; 2 часа)– семинарское занятие по теме «Компетентностный подход к формированию содержания образования», цель которого:рассмотреть возможности интеграции культурологического и компетентностного подходов в отборе содержания образования; сформировать понятие компетенции как комплексной характеристики готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности, проводится в форме дискуссии (проблемный семинар) по теме «Компетентностный подход – новая парадигма результата образования?», вследствие чего создаются условия, позволяющие студентам-бакалаврам осмыслить сущность компетентностного подхода в образовании и возможности его интеграции с культурологическим подходом.

Данное занятие предполагает следующие вопросы для обсуждения:

1. Сущность Болонского процесса. Ключевые положения Болонской декларации. История интеграции российской высшей школы в Болонский процесс.

2. Компетентностный подход: сущность и основные категории.

3. Актуальность компетентностного подхода к формированию содержания образования.

4. Отбор содержания образования на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов.

5. Компетенция как комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Обоснование совокупности ключевых компетенций, включаемых в содержание образования.

· Задания для самостоятельного осмысления




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.