КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс обучения как дидактическая система
Обучение следует рассматривать как процесс взаимосвязанной деятельности преподавателей (преподавание) и учащихся (учение), протекающий в рамках дидактической системы. Дидактическая система это среда, в которой по определенной технологии реализуется процесс обучения. Дидактическая система включает в себя преподавателей, учащихся, цели, содержание, методы, средства и формы обучения. В структуре дидактической системы можно выделить элементы, образующие две взаимосвязанные группы: группы элементов, формулирующих дидактическую задачу и группу элементов, образующих дидактическую технологию, решающую эту задачу. В группу задачи входят учащиеся, цели и содержание обучения, сформулированные на основе социального заказа. В группу технологии входят элементы: преподаватели, методы, средства и формы обучения. Таким образом, дидактическая система может быть представлена как совокупность преподавателя, учащегося, дидактической задачи и дидактической технологии. В традиционном образовании преподаватель реализует дидактическую систему в процессе обучения, при этом он выступает и в роли носителя информации и в роли организатора деятельности учащегося. Компьютер, если и используется, то играет роль средства обучения. При компьютеризированном обучении учебная информация и организующая деятельность преподавателя материализуются в виде содержания, структуры, алгоритма функционирования компьютерной обучающей программы (компьютерного средства обучения). Преподаватель все равно присутствует в такой дидактической системе, хотя в значительной степени виртуально. Дидактическая система создается поэтапно. Исходными являются требования к ее конечному продукту – выпускнику учебного заведения. Эти требования называются государственным (социальным) заказом и формулируются в виде Государственного образовательного стандарта (ГОС) или других документов. Первый этап заключается в том, что на основе ГОС ставится дидактическая задача – определяются промежуточные и конечные цели обучения, производится отбор и структурирование содержания учебного материала. Задаются ограничения, связанные с организационными моментами и возможностями материальной базы. На втором этапе проектируется желаемая дидактическая технология – определяются методы, средства, формы и этапы обучения. На третьем этапе разрабатывается реальная дидактическая система – создаются средства обучения и учебно-методическое обеспечение. И, наконец, подбираются или специально подготавливаются преподаватели, способные работать в спроектированной дидактической системе. Эффективность дидактической системы определяется тем, в какой степени достигается требуемое качество обучения при допустимых временных и стоимостных показателях.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |