Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика в структуре социально-гуманитарного знания




Педагогика относится к гуманитарным наукам, область исследований которых связана с изучением человеческих отношений. В течение дли­тельного периода своего существования она была связана со многими науками, которые оказывали влияние на ее становление и развитие. В числе первых сложились связи педагогики с философией, особенно с такими областями как этика и эстетика. Этика раскрывает пути нравст­венного становления человека. Эстетика дает представление о принципах ценностного отношения к миру. Философия является методологической основой педагогики. От системы философских взглядов (экзистенциаль­ных, прагматических, неопозитивистских, материалистических и др.) зависят направление педагогического поиска, особенности содержания и организации образовательного процесса. Взаимосвязь педагогики с психологией является традиционной. Ре­зультаты психологических исследований, воплотившись в законы психи­ческого развития человека, позволяют педагогам организовывать процес­сы обучения и воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая форми­рование его как субъекта деятельности и индивидуальности. Для современной педагогики характерны связи с различными есте­ственными и гуманитарными науками, прежде всего с науками, изучающими человека: биологией (анатомией и физиологией человека), антро­пологией и медициной. Не менее значимыми для развития педагогики являются ее связи с науками, изучающими человека в обществе, в систе­ме общественных отношений. Поэтому не случайно стали устанавливать­ся достаточно устойчивые взаимодействия между педагогикой, социоло­гией, экономикой, политологией и другими социальными науками. Одна­ко влияние философии, психологии и антропологии остается домини­рующим. Именно они определяют пути развития педагогической науки. Формы и типы связей педагогики с другими науками разнообразны:

• использование педагогикой основных идей, теоретических положе­ний, обобщающих выводов других наук (например, использование деятельностного подхода к обучению и воспитанию личности);
• применение методов других наук (математического моделирования и проектирования, анкетирования и социологического опроса);

• применение в педагогике конкретных результатов исследований, по­лученных различными науками (основные психологические новообразования в процессе развития человека или данные физиологии о ра­ботоспособности в разные возрастные периоды);

• участие педагогики в комплексных исследованиях общих проблем (перехода к обучению с шести лет, организация обучения больных или ослабленных детей). Развитие связей педагогики с другими науками приводит к появлению новых отраслей педагогики. За последние годы выделились такие ее от­расли, как философия образования, сравнительная педагогика, социаль­ная педагогика и др. Сегодня педагогика включает в себя сложную сис­тему педагогических наук, в состав которых входят: общая педагогика, изучающая основные закономерности образования; возрастная педагоги­ка - дошкольная, школьная, педагогика взрослых (андрагогика), иссле­дующая возрастные аспекты обучения и воспитания; коррекционная пе­дагогика с ее отраслями: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигоф­ренопедагогикой, логопедией; частные методики - предметные дидакти­ки, исследующие специфику применения общих закономерностей обуче­ния к преподаванию отдельных учебных дисциплин; история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики об­разования в различные исторические эпохи; отраслевая педагогика (во­енная, спортивная, производственная и т. п.).

  1. Категориальный аппарат педагогики.

Важнейшей категорией, которой оперирует педагогика, является воспитание. Это процесс в широком смысле слова подразумевает суммарное воздействие требований общества на формируемую личность. В узком же –это выраженное в различных формах узконаправленное воздействие для формирование ее отдельных качеств. В зависимости от того, на что именно направлено воспитание, оно может быть гражданским, физическим, умственным или нравственным. Если исходить из институциональных признаков, то воспитание разделяется на общественное, религиозное, семейное и т.д. В любом случае стиль взаимоотношений педагога и воспитанника строится лишь двумя моделями поведения: авторитарного или демократического. Следующей категорией является обучение, представляющее собой целенаправленную совместную деятельность педагогов и воспитанников, позволяющую развивать личность, учить и воспитывать. Подкатегорией здесь является самовоспитание, основанное на сознательной целенаправленной деятельности человека для максимально возможного совершенствования имеющихся положительных качеств и ликвидации отрицательных. Далее следует категория социализации, служащей развитию и самореализации человека не только в детском возрасте, но на протяжении всей его жизни. Кроме того, в состав педагогики категория педагогического взаимодействия, по своей сути являющаяся процессом непрерывного взаимодействия педагога с воспитанниками, направленного на развитие их личности.

  1. Основные факторы развития личности.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвечают врожденные внутренние черты и способности личности, считая что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность -; целостность социальных свойств человека, продукт общественщ развития и -включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения" (96, т. 2, с. 71) соответствии с этим взглядом личность развивается из биологически организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожден способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт. Для анализа возникновения и развития личностных черт paздeлим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность. Биологическая следственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность. В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых - от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта. Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране. Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3—5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества. Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин. Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя. Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше. общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

  1. Методы педагогического исследования.

С объектом и предметом науки тесно связан и ее метод (от грсч. methodos - путь, прослеживание). Под методом понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих методов иногда называют методологией, под которой понимается учение о методах познания, объясняющее пути и обосновывающее способы приращения, построения и применения знаний. Один из выдающихся специалистов в области научной методологии английский мыслитель XVII в. Ф. Бэкон, подчеркивая исключительное значение выбора правильных методов исследовательской работы, справедливо отмечал, что путник на костылях, идущий прямой дорогой, достигнет цели быстрее здорового, но идущего кривой дорогой. Р. Декарт, выдающийся французский ученый, говорил, что наука, не опирающаяся на правильный метод, подобна городу, построенному без плана. Объект, предмет и метод любой науки тесно связаны между собой. Метод науки как бы «возвращает» нас к ее объекту, углубляет его понимание. Метод, отмечал Г. Гегель, есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания. Методология базируется на уже полученных так или иначе результатах исследования некоторой сферы реальности. Уже в древности люди использовали в процессе взаимоотношений с внешней средой какую-то методологию. Универсальным методом, с помощью которого хотели решить все проблемы, был, по-видимому, метод проб и ошибок, который сегодня называют иронично «методом тыка». Ясно, что его успешность в огромной степени зависит от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется наиболее удачной. По мнению известного английского специалиста по методологии науки К. Поппера, любой из современных методов научного познания мы можем охарактеризовать как частный случай древнейшего метода проб и ошибок. Вычленение методологических проблем в специальную область произошло в связи с возрастанием в социальной деятельности роли умственных операций и возникновением на этой основе необходимости овладения всеми работниками умственного труда, особенно преподавателями и учеными, наиболее эффективными методами работы. Методология разрабатывает систему основных правил познания и практической деятельности в их соотношении со свойствами объективной действительности. Опираясь на эту систему, педагогическая наука использует исследовательские методы трех уровней:

общенаучные методы, к которым обычно относят такие, как:

метод детерминизма, предусматривающий необходимость исследования всех явлений действительности с точки зрения их обусловленности действием тех или иных причин;

метод системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, образовательной, психической;

метод развития, или диалектический метод, признающий непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм к другим;

эмпирический метод предполагает необходимость сбора, накопления, фиксации фактов в качестве важнейшей начальной ступени научного познания;

рациональный метод направлен на создание общих объяснительных схем, интерпретацию собранных фактов;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.