Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспекты на вопросы




  1. Предмет и задачи педагогики.

Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. В буквальном переводе с греческого слово «педагогика» означает «деторождение». Педагогика является одной из древнейших наук. На протяжении всей истории человечества формировалась и развивалась народная педагогика. Людей, которые занимались воспитанием и обучением, стали называть педагогами. Обобщение педагогической практики дало толчок развитию педагогики как науки, вначале входившей в состав философии.

А в XVII в. педагогика получила статус самостоятельной науки. Объектом педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательной деятельности и отношений.

Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека.

Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести:

1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе;

2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;

3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций;

4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности;

5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы;

6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания;

7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно—технического и кадрового обеспечения;

8) разработку системы профессионально—педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.;

9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

10) подготовку научно—педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

В процессе решения этих задач педагогика реализует свои основные функции: социальную, научную и практическую. Педагогика – наука социальная, имеющая социальное предназначение: совершенствование настоящей жизни и будущего на базе передачи опыта от старшего поколения младшему.

  1. Структура педагогического знания.

Развитие науки приводит к возрастанию объема научного знания, что в свою очередь предполагает совершенствование ее структурной организации. Эта задача решается посредством систематизации научного знания в рамках определенной структуры. Систематизация педагогического знания возможна по различным основаниям. Выделяются разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и педагогического процесса. Методология педагогики изучает методы, методику и технику педагогического исследования. История педагогики исследует этапы, тенденции развития педагогических теорий и идей, а также систем образования. Поскольку учения и идеи суть продукты деятельности людей, история педагогики изучает и деятельность конкретных педагогов, хотя чисто «персонологический» подход имеет ограниченное значение.

Сравнительная педагогика (педагогическая компаративистика) занимается изучением, анализом и обобщением опыта образования и развития педагогической науки в различных странах и регионах мира. Сравнительно-педагогические исследования позволяют увидеть достоинства и недостатки отдельных систем образования, явления и процессы, которые требуют особого внимания и даже реформирования. Для этого сравнительная педагогика исследует широкий круг проблем. - теорию, содержание, методы, организацию образования и воспитания. Категориальный строй педагогики и ее наиболее общие, не зависящие от возраста и иных особенностей обучаемых и воспитанников, законы и закономерности разрабатывает общая педагогика.

Возрастная педагогика изучает особенности обучения и воспитания, связанные с возрастом воспитуемых. Составляющие основу возрастной педагогики закономерности развития человека исследуются анатомией, физиологией, психологией, социологией, этнографией. В современных условиях выделяют дошкольную, школьную педагогику, педагогику взрослых (андрагогику).

Теория воспитания изучает специально организуемый процесс воспитания в целом и по направлениям воспитательной работы. Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теорию и методику воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Дидактика исследует закономерности образования и обучения, главным образом преподавания и освоения знаний, формирования умений и навыков, а также воспитательные возможности различных видов учебных занятий безотносительно к отдельной дисциплине. Тем самым дидактика выступает как область педагогики, исследующая закономерности обучения. Слово «дидактика» происходит от греческого «дидактиков», что означает «обучающий». Предметом дидактики является процесс обучения, его закономерности.

Дидактика как общая теория образования и обучения рассматривает общие положения и закономерности, свойственные обучению всем учебным дисциплинам. Эти закономерности получают отражение в преподавании каждой конкретной учебной дисциплины. Вместе с тем преподавание каждой учебной дисциплины имеет свою специфику. Учетом этой специфики, определяемой целью ее изучения, содержанием и особенностями усвоения учащимися, занимается такая отрасль педагогического знания как методика преподавания (частная методика). Особую отрасль педагогической науки образует семейная педагогика. Ее появление и развитие связано с тем, что семья, наряду с общественными учреждениями, выступает самостоятельной ветвью воспитания подрастающего поколения. В силу этого семейная педагогика призвана изучать состояние, основные тенденции и закономерности воспитания детей в семье. В круг ее основных задач входит разработка теоретических проблем семейного воспитания, изучение опыта семейного воспитания, внедрение научных достижений в практику семейного воспитания, исследование путей повышения педагогической культуры родителей, обоснование целесообразного соотношения семейного и общественного воспитания и технологии взаимодействия родителей и профессиональных педагогов.В качестве другого основания для выделения отраслей педагогического знания могут быть рассмотрены уровни (ступени) системы образования. В этом случае выделяются дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней общеобразовательной школы, профессиональная педагогика (профессионально-техническая педагогика), педагогика высшей школы и др. Все эти разделы педагогики содержат в сжатом виде то общее, что составляет предмет педагогики и не зависит от возраста обучаемых. Для удобства пользования выделяются отрасли педагогики по виду учебного заведения или отрасли профессионального образования. Так педагогика профессионального образования может получить более дробное членение соответственно своим профессиям - военная педагогика, инженерная педагогика, педагогика высшей педагогической школы и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.