Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 6. Организация бухгалтерского учета в организациях




 

  1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. 2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы: а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; б) ввести в штат должность бухгалтера; в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту; г) вести бухгалтерский учет лично. 3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. 4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработку организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

 

23. Учётная политика организации

 

под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; способы оценки активов и обязательств;
правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями;
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:
полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

 

24. Бухгалтерская отчётность, её состав, порядок представления

 

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • Бухгалтерского баланса (форма № 1);
  • Отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
  • Отчета об изменениях капитала (форма № 3);
  • Отчета о движении денежных средств (форма № 4);
  • Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • Пояснительной записки;
  • Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту.

При составлении бухгалтерской отчетности должны соблюдаться следующие общие требования:

  1. полнота: в бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  2. существенность: организация может отражать отдельные показатели дополнительной строкой, если они существенны (существенность — 5% и выше от общего итога показателя данных) и если нераскрытие данного показателя может повлиять на экономическое решения пользователей, принимаемые на основе отчетной информации;
  3. нейтральность;
  4. достоверность: сведения, приводимые в отчетности, должны быть обоснованы и подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой аудиторской фирмы;
  5. своевременность: представление отчетности в соответствующие инстанции в установленные сроки;
  6. доступность: отчетность должна быть доступна всем заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности;
  7. тождественность: равенство данных синтетического и аналитического учета;
  8. сопоставимость отчетных данных с данными за период, предшествующий отчетному;
  9. публичность: опубликование финансовой отчетности в газетах, журналах, буклетах и других печатных изданиях, доступных пользователям бухгалтерской отчетности.

 

25. учёт операций на валютных счетах

 

Движение денежных средств на валютном счете организации состоит из двух основных стадий:

- стадии поступления (зачисления) денежных средств на валютный счет, в результате чего происходит увеличение суммы денежных средств на валютном счете организации;

- стадии списания (перечисления) денежных средств с валютного счета, в результате чего происходит уменьшение суммы денежных средств на валютном счете организации.

Синтетический учет наличия и движения денежных средств в иностранной валюте на валютном счете организации ведется на активном счете 52 «Валютные счета».

По дебету счета 52 «Валютные счета» отражается поступление (зачисление) денежных средств на валютный счет организации.

По кредиту счета 52 «Валютные счета» отражается списание (перечисление) денежных средств с валютного счета организации.

Если организация использует несколько валютных счетов, то аналитический учет по сче­ту 52 «Валютные счета» ведется по каждому валютному счету.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции по поступлению или списанию средств в иностранной валюте отражаются аналогично операциям по расчетному счету с одной разницей — вместо счета 51 «Расчетные счета» используется счет 52 «Валютные счета».

Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выпи­сок банка по валютному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Выписка банка по валютному счету представляет собой регистр аналитического учета и служит основанием для записей на счетах бухгалтерского учета.

При поступлении выписки банка главный бухгалтер (бухгалтер) проверяет правиль­ность записей по валютному счету на основании приложенных к ней документов и про­ставляет против каждой записи код корреспондирующего счета 154

После обработки выписок банка совершенные хозяйственные операции отражаются в книге учета хозяйственных операций. Если к выписке банка не приложены оправдатель­ные документы, то указанные в ней суммы запрещается принимать к учету.

Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и об­наруженные при проверке' выписок банка, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет 76–2 «Расчеты по претензиям»).

Для учета операций по валютным счетам организация может открыть к счету 52 «Ва­лютные счета», в частности, следующие субсчета:

- 52–1 «Транзитные валютные счета»;

- 52–2 «Текущие валютные счета» и др.

В соответствии с Планом счетов прочие доходы и расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Положительные курсовые разницы отражаются в учете по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91–1 «Прочие доходы») в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов с поставщиками и подрядчика­ми, расчетов по авансам выданным, расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по авансам полученным, расчетов с разными дебиторами и кредиторами и др.

Отрицательные курсовые разницы отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91–2 «Прочие расходы») в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов с поставщиками и подрядчиками, рас­четов по авансам выданным, расчетов с покупателями и заказчиками, расчетов по авансам полученным, расчетов с разными дебиторами и кредиторами и др.

 

26. учёт уставного капитала

 

Уставный капитал - это сумма средств, первоначально инвестированных собственниками для обеспечения уставной деятельности организации.
Величина уставного капитала может по решению учредителей увеличиваться или уменьшатся в процессе финансово-хозяйственной деятельности, с обязательной регистрацией изменений в учредительных документах.
Уставный капитал характеризует величину обособленного имущества, право собственности, на которое перешло к организации, как к юридическому лицу, а также характеризует собственность учредителей и величину обязательств по их вкладам. При выходе из состава собственников, учредитель может потребовать вернуть в денежной форме долю, внесенную в уставный капитал.
При регистрации организация в учредительных документах самостоятельно определяет величину и структуру уставного капитала с учетом минимального размера, установленного законодательством.
Учет уставного капитала ведется на счете 80 "Уставный капитал". После государственной регистрации (внесения информации в реестр юридических лиц) на счете 80 отражается величина уставного капитала с одновременным начислением задолженности учредителей по неоплаченным вкладам.
Проводки:
Д75-1 К80 - сформирован уставный капитал
Д50 (51, 10, 08…) Д75-1 - внесены вклады учредителей в уставный капитал.
Вкладами в уставный капитал могут быть денежные средства, внеоборотные активы, запасы, ценные бумаги и другие активы.

Увеличение УК Уменьшение УК
  1. При приеме нового участника или при внесении дополнительных вкладов Д75.1 К80
  2. При использовании части нераспределенной прибыли или добавочного капитала, при этом в АО производится дополнительная эмиссия акций Д83,84 К80
  3. В случае увеличения номинала акций или выпуска дополнительных акций (для АО) Д 50(51, 70, 75.1) К80
  1. При выбытии учредителей и возврате вкладов Д80 К75.1
  2. при уменьшении номинальной стоимости акций Д80 К50 (51, 70, 75.1)
  3. При сокращении количества акций в обращении (выкуп акций) Д80 К81
  4. При неполном покрытии подпиской на акции величины уставного капитала
  5. Если по окончании второго или каждого последующего финансового года величина уставного капитала ниже стоимости чистых активов организации Д80 К84

 

На счете 75 "Расчеты с учредителями" отдельно ведется учет расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал и по причитающимся доходам.
Разница между величиной уставного капитала (К80) и дебиторской задолженностью по вкладам (75-1) представляет собой величину оплаченного капитала.
Аналитический учет уставного капитала ведется по учредителям и видам изменений уставного капитала.

 

27. учёт добавочного и резервного капитала

 

Добавочный капитал - прирост капитала предприятия, образовавшийся в результате переоценки объектов основных средств, эмиссионного дохода.

Учет добавочного капитала ведется на пассивном счете 83 «Добавочный капитал».

По кредиту счета 83 "Добавочный капитал" отражаются:

1. прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам переоценки их, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости;

2. сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями".

Суммы, отнесенные в кредит счета 83 "Добавочный капитал", как правило, не списываются. Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случаях:

1. погашения сумм снижения стоимости внеоборотных активов, выявившихся по результатам его переоценки, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определилось снижение стоимости;

2. направления средств на увеличение уставного капитала - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями" либо счетом 80 "Уставный капитал";

3. распределения сумм между учредителями организации - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями" и т.п.

Аналитический учет по счету 83 "Добавочный капитал" организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по источникам образования и направлениям использования средств.

Дебет Счет 83 «Добавочный капитал» Кредит

Уменьшение добавочного капитала Корреспондирующий счет Увеличение добавочного капитала Корреспондирующий счет
Увеличен износ ОС по результатам переоценки Уменьшена стоимость ОС по результатам переоценки Увеличен уставный капитал   Сальдо –сумма добавочного капитала на начало периода Уменьшен износ ОС по результатам переоценки Увеличена стоимость ОС по результатам переоценки Получен эмиссионный доход Сальдо – сумма добавочного капитала на конец периода - 01,03 -

Уменьшение добавочного капитала (записи по Д 83) производятся в следующих случаях:

· Направление средств добавочного капитала на увеличение уставного капитала (Д83 К80)

· Погашение за счет добавочного капитала убытка за отчетный год (Д83 К84)

· Распределение добавочного капитала между учредителями предприятия (по субсчетам).

Резервный капитал общества – предназначен для обобщения информации о состоянии и движении резервного капитала. Цель его формирования - покрытие убытков, и для других целей он использоваться не может. Резервный капитал формируется за счет чистой прибыли.

Отчисления в резервный капитал из прибыли отражаются по кредиту счета 82 "Резервный капитал" в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Использование средств резервного капитала учитывается по дебету счета 82 "Резервный капитал" в корреспонденции со счетами: 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - в части сумм резервного фонда, направляемых на покрытие убытка организации за отчетный год; 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" или 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам" - в части сумм, направляемых на погашение облигаций акционерного общества.

Учет резервного капитала ведется на пассивном счете 82 «Резервный капитал».

Дебет Счет 82 «Резервный капитал» Кредит

Уменьшение резервного капитала Корреспондирующий счет Увеличение резервного капитала Корреспондирующий счет
Использован резервный капитал для покрытия убытков   Сальдо –остаток резервного капитала на начало периода Увеличен резервный капитал за счет нераспределенной прибыли Сальдо – остаток резервного капитала на конец периода - -

 

 

28. порядок ведения и отражения в учете кассовых операций – 29. оформление документов по кассовым операциям, составление отчёта кассира.

 

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров ЦБ РФ 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок). В соответствии с этим Порядком для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Все поступления и выдачи наличных денег организации учитывают в кассовой книге. Каждая организация ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.