Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировые религии




Истина как философская категория, обозначающая соответствие знания действительности и цель всякого познания.

Истина.

При анализе процесса познания неизбежно встает вопрос об истине. Суть данного вопроса состоит в том, чтобы определить, насколько получаемые знания соответствуют действит-ти, т.е. происходящим в мире реальным процессам. Она исходит из того, что человеческие знания о мире отражают свойства самого этого мира, его предметов и явлений, их связи и отношения. Поэтому содержание этих знаний не зависит ни от отдельных людей, ни от человечества. Это говорит о том, что содержание человеческих знаний о мире объективно. Это выражается в понятии «объективная истина».

Истина толкуется в марксистской философии как процесс Это означает, что человеческие знания о мире постоянно развиваются. Познание идет от явления к сущности, далее – к сущности более глубокого порядка, к открытию фундаментальных законов развития тех или иных явлений. Этот процесс отразился в понятиях:

относительная истина, к-ая есть частичное, неполное знание. В процессе познавательной деят-ти оно м/быть дополнено, в чем-то исправлено, стать более полным и глубоким.

абсолютная истина, под к-ой понимается исчерпывающее знание об объекте или какой-то его стороне. Это знание не опровергается дальнейшим развитием науки. К числу таких истин относят, напр., выводы науки и философии о том, что явления материального и духовного мира находятся в развитии, что источником развития являются противоречия.

конкретность истины – «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна» (Ленин).

 

С точки зрения марксизма основой и целью познания является общественная практика. Она направляет познавательный процесс в соответствии с потребностями и интересами людей. На их основе определяются цели познавательной деят-ти людей. Практика выступает и как критерий истины. В практической предметно-преобразующей деят-ти людей проверяется соответствие их знаний объективной действит-ти.

Выделяются такие формы практики, как научный опыт (эксперимент), производственная и в целом общественно историческая деят-ть людей. Каждая из них выступает как критерий истинности соответствующих знаний людей о природных и социальных явлениях, о сущности тех или иных обществ и государств, о направлении исторического процесса, о человеке, смысле его жизни и способах самоутверждения в обществе.

 


Религия выступает как одна из форм мировоззрения. Она пришла на смену мифологическому мировоззрению, к-ое не смогло дать удовлетворительные ответы на вопросы, возникавшие в древнем обществе при переходе от первобытнообщинных отношений к более усложненным, классовым.

Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Постоянное накопление отрицательных эмоций при отсутствии реальных возможностей устранить их источник ведет к тому, что человек ищет средства избавления от отрицательных переживаний, в том числе и в религии.

Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

Фетишизм – почитание различных объектов действительности, к-ым приписывались сверхъестественные св-ва, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Фетишом м/быть любой предмет. Тотемизм – вера в существование сверхъестественной связи, родства м/д группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством.

Магия – совокупность верований и обрядов, в основе к-ых лежит вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и явления окруж.мира сверхъестественным путем, используя разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы и т.п. Анимизм – вера в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Первобытный человек еще не отделял себя от природы и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, к-ыми обладал сам.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий – равенство всех верующих перед богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности – позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их.

Буддизм – одна из первых мировых религий. Возник в 6–5вв. до н.э. в Индии на основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития.. Видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Буддийские теологи считают, что основателем буддизма был сын индийского царя, к-ого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике «Типитака». Буддийский пантеон насчитывает тысячи Будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения. Но продолжавших принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма – Брахму.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения «драхм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после к-ой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших и плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в виде хинаяны – наиболее древней формы, и махаяны, получившей распространение за пределами Индии. Хинаяна – узкая колесница, узкий путь спасения, принципом к-ого является отказ от участия в мирской жизни, уход в монахи. Махаяна – большая колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.

Христианство возникло в 1в. н.э. в Восточной части Римской империи, основанное на культе сына божия Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира. Из небольших разрозненных сект к нач.4в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе. Существовала в трех основных положениях: православии (~250 млн.чел), католицизме (~900млн.чел) и протестантстве (0,5млн.человек).

Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для христиан.

В 1054г. произошел раскол в христианстве м/д Восточной церковью, к-ая стала называться Православной, и Западной, к-ая именуется Римско-католической. В 16в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве – протестантизм.

На территории России получила распространение и третья мировая религия – ислам, возникший в западной Аравии в 7в. на основе почитания Аллаха как единого бога. Распространился в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и др. местах.

Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к к-ому мусульмане всего мира совершают паломничество. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв:

1) Исповедание веры (шахада) – вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха.

2) Молитва

3) Пост

4) Налог в пользу неимущих

5) Паломничество.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти со слов людей, знавших проповеди пророка наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий – о поступках и изречениях пророка – Сунна. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм.

 

В настоящее время в России провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию или быть религиозным.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.