Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Первый кадетский корпус.




До XVIII в. в России для дворянства, которое обязано было нести для государства военную службу и получать образование, почти не было школ ни для специального военного, ни для общего образования. Мысль об учреждении такого учебного заведения, которое могло бы подготовить будущих офицеров для армии, впервые была высказана сподвижником Петра Великого - графом Ягужинским. Еще в последние годы царствования великого преобразователя был подготовлен доклад об учреждении в Петербурге Корпуса кадетов.

Открытие же Корпуса состоялось позже, в 1732 году, когда собралось 56 кадетов почетнейших фамилий. Через несколько месяцев того же года собралось уже 360 кадетов (их разделили на 3 роты); тогда и последовало открытие классов, известных в то время как Рыцарская академия.

О характере воспитания можно судить из распорядка дня. Время дня распределялось так:

вставали в 4.45 утра; в 5.30 молились и завтракали, в 6 уходили в классы; от 10 до 12 занимались строем; в 12 обедали; от2 до 4 — опять классы; от 5 до 6 — строй; в 7.30 вечера ужинали, а в 9 вечера ложились спать.

Первый выпуск из Корпуса последовал в 1734 году; было выпущено 11 человек с производством в прапорщики. Позднее выпускали, в зависимости от успешности окончания курса, поручиками, подпоручиками, прапорщиками, сержантами, капралами и рядовыми.

Первый кадетский корпус в 1743 г. был переименован в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. В этот период (царствование императрицы Елизаветы Петровны) среди кадет пробудился живой интерес к литературе, и у них возникло Общество любителей русской словесности. Члены этого общества собирались вместе, читали друг другу свои сочинения и переводы. В 1757 г. Была учреждена при корпусе типография для печатания учебных книг.

В 1765 г. управление кадетским корпусом было возложено на Генерал-поручика И.И. Бецкого. Произошел ряд преобразований в корпусе, все они были осуществлены И.И. Бецким. В 1766 году он составил новый штат и «Устав Императорского Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для воспитания и обучения благородного российского юношества». Им же были написаны «Рассуждения, служащие руководством к новому установлению Шляхетного Сухопутного кадетского корпуса...»

Согласно уставу, Совету — органу управления корпусом — предписывалось принимать 100 отроков российских и 20 — из завоеванных Лифляндской, Финляндской и Эстляндской провинций в возрасте не старше шести лет. Прием должен был проходить после осмотра докторов и принимать в корпус можно было только здоровых детей. Нельзя было принимать мальчиков без достаточного доказательства о дворянстве и без свидетельства о крещении. В число воспитанников было повелено принимать и детей тех, кто служил в штаб-офицерских чинах и действующей армии, а также «помогать тем, чьи родители убиты или ранены на службе ради Отечества и коих судьба не одарила достатком». Все принятые мальчики распределялись по 5 возрастам:

1-й возраст — от 6 до 9 лет;

2-й возраст — от 9 до 12 лет;

3-й возраст — от 12 до 15 лет;

4-й возраст — от 15 до 18 лет;

5-й возраст — от 18 до 21 года.

В каждом возрасте кадету нужно было находиться по 3 года и обучаться «по склонностям и согласно подготовки науками», необходимыми как для воинской, так и для гражданской службы. Для всех возрастов был установлен перечень тех наук, которые кадеты должны были начинать изучать в 1-м возрасте и углублять свои познания в них до 5-го возраста. Все науки были разделены на 4 раздела:

Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.

1. Науки, нужные прежде всего для гражданских занятий.

2. Науки, имеющие практическую пользу.

3. Художества.

Кадеты 1-го возраста «отдавались» на попечение управительнице и воспитательницам, их было десять. Должность управительницы заключалась в наблюдении за поведением и нравами воспитательниц и всех детей, принадлежащих к 1-му возрасту. Она должна была отвечать перед Советом за детей и за все, что происходит с ними. Непосредственно с детьми занимались воспитательницы, которые должны были «обучать кадетов со всякою ласковостью, терпением, любовью, наблюдать, чтобы отроки со служителями никакого сообщения не имели». Наряду с общеобразовательными науками кадеты 1-го возраста изучали вероучение, иностранные языки, рисование и танцы.

Вторым и третьим возрастами заведовали инспектора, которые выполняли ту же функцию, что и управительница в первом возрасте. На место воспитательниц-женщин приходили воспитатели-мужчины: начиная со 2-го возраста кадет воспитывали и обучали только мужчины. Инспектор 2-го возраста должен был носить голубое платье, а инспектор 3-го возраста — серое. Что касается наук, то большинство из них представляли из себя более глубокий вариант «уже ранее изученных», но во 2-м возрасте добавлялась такая наука, как «учтивство и долг благопристойности», а в 3-м — «бухгалтерство и умение вести приходные книги» и «основание воинской и гражданской архитектуры». В 3-м возрасте решалась судьба кадета: быть ему военным или гражданским чиновником. Чтобы узнать, к какому званию они имеют больше способностей, инспектору нужно было постоянно наблюдать за питомцами: на занятиях, во время отдыха кадет. Воспитателям надо было стараться, чтобы все игры и гулянье служили только для пользы и увеселения.

В четвертом возрасте происходило распределение кадет на воинское и гражданское звания. Место инспектора теперь занимал подполковник, который должен был являть собой образец для подражания; в его обязанности входило следить за дисциплиной. В каждой из двух рот был капитан, так называемый «местный» инспектор, подпоручики и поручики — в должности воспитателей, прапорщики — в должности учителей. Все это относилось к воинскому званию, а в штат кадет гражданского звания входили: инспектор и один-два профессора, которые должны были носить платье зеленого цвета и выступать в роли воспитателей. Время пятого возраста служило для повторения и закрепления последних и самых важных частей наук: «Сей возраст долженствует быть жатвой посеянного в предыдущие четыре года». Кадет сам должен был понимать, что его будущее зависит от его «наук знания, поведения и нравов». Кадеты отчитывались в своих познаниях в обязательном порядке: первый и второй возрасты — каждые 4 месяца, третий — через 6 месяцев, а четвертый и пятый ежегодно в присутствии всех членов Совета. По окончании корпуса отличившихся выпускников награждали медалями (всего б золотых медалей: дне большие, две средние, и две маленькие). Кроме того, те воспитанники, которые, по мнению Совета, отличились особо, выходили из корпуса в чине поручиков.

В своей работе «Рассуждения к новому установлению Кадетского корпуса» И.И. Бецкой размышляет, рассуждает о том, каким должно быть платье кадет, о награждениях и о наказаниях, об их нравах. Если в уставе Бецкой только перечислил науки, которыми должны овладеть кадеты, то здесь он объясняет, почему именно они необходимы молодым дворянам.

Например, для чего нужно обучение строевой ходьбе: «Прежде новому воину научиться нужно ходить (ступать). Только с помощью частных повторений можно научить ходить в строю легко и скоро. Сего ради необходимо молодых солдат до того довести, чтобы летним днем во время 5-ти часов могли по 20 миль ходить обыкновенным шагом». А славянскому языку следует обучать для того, чтобы «писать правильно и красноречиво, и с тем удобнее разуметь церковные книги». О наказаниях: кадета нельзя было бить шпагой, так как это болезненное наказание только нагоняет ужас. Нужно наказывать «угрозой бесчестия», т. е. несколько дней не носить мундира, есть при своих товарищах только хлеб и воду, учиться, стоя на коленях, и др., или угрозой пренебрежения.

Бецкой считал, что нужно больше приучать кадет к практике, чем к теории, заставлять тело трудиться, а разум не заставлять много размышлять.

Наши первые профессиональные школы одновременно должны были готовить и военных, и гражданских чиновников, и архитекторов и вообще служилых людей на всякую государственную потребу. Екатерина II про своих кадет, т. е. про воспитанников Шляхетского кадетского корпуса, писала: «Мои кадеты сделаются всем тем, чем пожелают быть, и выберут себе поприще по своим вкусам и наклонностям». Это они могли, по-видимому, сделать потому, что в Шляхетском кадетском корпусе готовили не только офицеров, но и гражданских чиновников; в учебный курс, кроме военных предметов, введены были науки юридические и политические, философия, красноречие, бухгалтерия, архитектура, латинский и новые языки, живопись, гравирование, делание статуй и многое другое. Такое образование считалось не только достаточным, но и совершенным. Поэтому дворяне охотно отдавали сюда своих сыновей; меньше были популярны Инженерный и Морской корпуса.

Несмотря на многие несовершенства, Кадетский корпус пользовался большой популярностью. Из его стен впоследствии вышли выдающиеся полководцы — П.А. Румянцев, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, а также известные русские писатели М.М. Херасков, А.И. Сумароков и др.

Кадетский корпус стал образцом для устройства других привилегированных учебных заведений в России. Это относилось как к их организации, материальному обеспечению, так и во многом к педагогическим принципам вообще. Так, привлекательными были устройство быта кадет и многие их занятия.

При корпусе, например, имелось много подсобных, вспомогательных зданий: для помещения больных воспитанников имелся обширный лазарет, была типография, аптека, манеж, сад и 3 церкви: Греко-Византийская, Евангелическая, Католическая. В классах кадеты проводили по 7 часов в день, и к тому же они обучались верховой езде, гимнастическим упражнениям и танцеванию. Наиболее отличившиеся воспитанники приглашались по субботам к императору и императрице, гораздо чаще кадеты приглашались на обеды и вечера к наследнику. Кадетский корпус просуществовал до 1917 года.

О числе и разделении в разные времена кадет Первого кадетского корпуса.

1732 год — 360 человек — 3 роты;

1760 год — 490 человек — 5 рот: гренадерская, 3 мушкетерские, конная;

1762 год — 920 человек — 2 роты гренадерские, 6 мушкетерских и кирасирский эскадрон;

1797 год — 600 человек — 1 гренадерская, 4 мушкетерские роты и отделение для малолетних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.