Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре




В 1764 г. было основано Воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре. Его уставом, составленным П.И. Бецким, был определен контингент в 200 воспитанниц. К каждому приему допускалось 50 девиц; прием производился раз в три года. Курс обучения длился с 6 до 18 лет, и родители обязаны были давать подписку, что ранее чем через 12 лет они не имеют права требовать дочь из учебного заведения и видаться с нею. Принимались в Воспитательное общество благородных девиц только дочери дворян не старше шести лет. Ученицы проходили программу обучения и воспитания в четыре этапа — четыре «возраста» (класса) по три года в каждом.

Для задуманного учебно-воспитательного заведения благородных девиц решено было приспособить помещение Смольного воскресного Новодевичьего монастыря (на этом месте при Петре I был устроен смольный двор, где лежала смола для кораблей). Оно было заложено в 1748 г., строительство его было поручено знаменитому архитектору графу Растрелли. Смольный монастырь явился одним из наиболее совершенных созданий гениального архитектора.

В 1764 г. после указа об учреждении в Смольном воспитательного заведения для благородных девиц началось приспособление здания монастыря для проживания и обучения воспитанниц. В монастырь были доставлены монахини, умеющие читать, петь, шить золотом, прясть и т. п. Они должны были исполнять различны административные дела, ходить за больными, петь на клиросе.

Вскоре воспитательное заведение расширилось: по предложению Бецкого в 1765 г. было создано «особое училище для вое питания малолетних девиц недворянского происхождения», или училище для мещанских девиц. Образование здесь давалось в минимуме, большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию, изделия воспитанниц даже продавались.

За плату 300 руб. в год впоследствии в состав воспитанниц стали зачисляться пансионерки без учета уставных ограничений в возрасте.

На содержание Воспитательного общества благородных девиц из государственной казны было предписано ассигновать ежегодно по 100 тыс. руб. Кроме этого периодически отпускались большие одноразовые суммы денег. Были сделаны и пожертвования различными лицами. В 1794 г. сумма ежегодных ассигнований из государственной казны возросла до 140,5 тыс. руб.

Много денег отпускалось на учебные пособия и книги, но еще больше денег расходовалось на увеселенья. Так, к примеру, в 1777 г. на один спектакль была выделена 1000 руб.

Большие деньги уходили на содержание обслуживающего персонала. Вместе с воспитанницами и педагогами содержали служащих, духовенство, мастеров, прислугу, воинскую команду для охраны и пр. — всего больше тысячи человек.

Первый прием воспитанниц был проведен в 1764 г. Но родителей, пожелавших определить своих дочерей в Воспитательное общество, оказалось немного: они с предубеждением отнеслись к нему. Отпустить своих девиц решились только недостаточно обеспеченные дворяне. Лишь через полгода вакансии были укомплектованы. В числе принятых было 7 титулованных воспитанниц и много дочерей мелких чиновников и обедневших дворян.

Последующие приемы происходили не без трудностей, однако постепенно число желающих отдать своих дочерей в Смольныйинститут возрастало.

Во главе Воспитательного общества стояла начальница, назначаемая императрицей. Второй особой после нее была правительница.

Помимо начальницы и правительницы были и другие должностные лица, которые назначались уже ими самими. Каждый класс в воспитательном заведении должен был находиться под наблюдением классной дамы — надзирательницы. Ее обязанности заключались в руководстве воспитанием девиц и содействии учительницам в деле обучения. Надзирательницы должны были непрестанно быть при воспитанницах, заботиться о «воспитании их характера», об их успехах, поведении, чистоте и учтивости, платье и белье воспитанниц, а также о том, «с благородной ли и приличной осанкой и опрятно ли кушают». Они по уставу должны были во всем поступать со своими воспитанницами с «крайним благоразумием, кротостью и веселостью, чтобы таким образом отвращать все то, что называется скукой, грустью и задумчивостью». Для этого им запрещалось показывать детям собственные домашние огорчения, предписывалось избегать наказаний, допуская лишь увещевания провинившимся, и в большинстве случаев наедине. Правда, были случаи, когда нераскаявшихся ставили на колени во время обеда, но редко. Кроме надзирательниц по уставу полагалось двенадцать учительниц. Они также с утра до ночи, неотлучно находясь при девицах, занимались помимо обучения еще и воспитанием учениц. Если же учительница не была компетентна в каких-либо науках, то для их преподавания определялись специальные учителя или мастера, в обязанности которых входило только лишь преподавание. Учителей иногда приглашали из-за границы, но императрица желала, чтобы воспитание и преподавание сосредотачивалось в руках русских учительниц и наставниц, а не «иностранок, видевших в своем труде лишь средство для наживы». Характер преподавания не должен был быть сухим и педантичным, «который мог бы удручающе действовать на настроение девиц». Уроки скорее должны были быть беседами между учительницами и ученицами. Учительницы должны были следить, чтобы воспитанницы «не привыкли излишне важничать и унылый вид проявлять». Им также предписывалось в преподавании учитывать особенности характера и способности каждой ученицы.

Обучение воспитанниц грамоте возлагалось на монахинь. Устраивая в помещении, предназначавшемся для монастыря, учебно-воспитательное заведение, Екатерина II не желала нарушать волю Елизаветы Петровны. Поэтому она решила сочетать два начала, учредив в Смольном общину монахинь во главе с игуменьей, но выбрав таких монахинь, которые были бы полезны в учебно-воспитательном процессе. Отбор монахинь из различных российских монастырей шел по умениям в грамоте, письме, пении, шитье золотом, вязании и шитье. Помимо обучения грамоте на одних монахинь возлагались некоторые административные должности, на других — обязанность петь на клиросе, на третьих — ухаживать за больными воспитанницами.

Всему педагогическому персоналу дополнительно изданной инструкцией полагалось подходить с крайней осторожностью к воспитанницам, делать все, чтобы девочки ничего никогда не видели и не слышали такого, что могло бы произвести на них плохое впечатление, относиться к ним снисходительно, «возбуждать в них веселые мысли и разрешать разные непорочные забавы; избегать всякого принуждения и строгости; не разжигать дух соперничества».

Программа предполагала предоставить благородным девицам приличное воспитание и способствовать разностороннему их развитию.

На первом плане стояло религиозное воспитание; далее шло нравственное, которое включало в себя усвоение «светских добродетелей»: кротости, учтивости, благонравного поведения, скромности и великодушия. Важной частью было физическое воспитание — соблюдение гигиенических мер, прогулки на свежем воздухе, здоровая пища.

Курс обучения предполагал кроме религии «российский и чужестранные языки», арифметику, географию, историю, стихотворство, рисование, а также — танцы, музыку, шитье, вязание, экономию.

Экономии в курсе отводилось особое место. Даже обучение арифметике должно было производиться только для содержания в будущем в порядке домашней экономии. Воспитанницы в 12 — 15 лет должны были сочинять счета дневным расходам, вязать чулки и прочие предметы, шить себе платье. В старшем возрасте — нести ежедневную запись всех расходов, договариваться с поставщиками о припасах, определять цену каждому товару и т. п.

Уставом предусматривалось развитие педагогических способностей девиц: старшие воспитанницы должны были заниматься по нескольку часов с младшими, чтобы могли впоследствии, став матерями, обучать своих детей.

В свободное от занятий время воспитанницам рекомендовалось чтение книг исторического характера и нравоучительных историй, главным образом на французском языке. В воспитательном обществе особенно ценились знания языков, музыка, игра на арфе, пение, лепные работы, рисование, вышивание, черчение географических карт.

Для проверки успехов и прилежания предписывалось устраивать экзамены. Большое внимание уделялось экзаменам в старших классах. Они проводились в присутствии членов Совета, начальницы, надзирательниц и учительниц, а рисунки оценивались в присутствии профессоров Академии художеств. Отличившимся хорошими знаниями ученицам третьего и четвертого возрастов выдавалась знаки награждения: для третьего лента серого цвета «с серебром», а для четвертого белая лента «с золотом» (награждалось всего не более 4-х воспитанниц одного возраста). Кроме того, в награду за успехи могли выдаваться книги, серебряные карандаши, ножницы, наперстки и т. д. В отношении «неспособных воспитанниц» предъявлялись строгие меры, вплоть до увольнения.

Начальнице уставом рекомендовалось как можно чаще приглашать к себе лучших воспитанниц «для беседы и непосредственного руководства ими». В этом случае девицы приглашались к столу начальницы во время обеда, что считалось и мерой их поощрения, и ценным образовательным и воспитательным средством. Кроме начальницы за столом ее обычно сидели две воспитательницы и учительницы. Девицы учились вести себя в обществе, светским манерам. Окружающее воспитанниц общество, согласно Уставу, должно было быть избранным, прекрасно воспитанным и образованным. Разговор и переписка велись преимущественно на французском языке, господствовавшем при Дворе и в высшем обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.