Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Подготовка к занятию. Вопросы для изучения и обсуждения




Вопросы для изучения и обсуждения

Требования к компетентности по теме

ПЕДАГОГИКА В СИСТЕМЕ НАУК О ЧЕЛОВЕКЕ

Семинарское занятие № 4

· знать социально-экономические предпосылки возникновения педагогики как науки, этапы ее становления, объект и предмет, уметь обосновать роль педагогической науки в развитии общества;

· знать функции педагогики и на их основе уметь формулировать задачи педагогики;

· знать сущностные признаки основных категорий и понятий педагогики, уметь их сравнивать и сопоставлять;

· понимать взаимосвязь педагогики с другими науками о человеке, уметь определять место педагогики в системе гуманитарных наук;

· знать отрасли педагогической науки, предметы их исследований, уметь обосновать необходимость дифференциации педагогики.

1. Этапы становления педагогической науки.

2. Педагогика как наука, искусство, технология.

3. Основные категории и понятия педагогики.

4. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

5. Система педагогических дисциплин и отраслей.

Рекомендуемая литература для подготовки к занятию и самостоятельной работы

 

Основная:

1. Каптерев, П.Ф. Педагогика – наука или искусство? / П.Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. – М., 1982. –

C. 49-63.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В.В. Краевский. – М. Издательский центр «Академия», 2008. – С. 7-35; С.93-106; С. 108-148.

3. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций для студентов педагогических специальностей вузов / Е.Ф. Сивашинская; И.В. Журлова; под. общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. – Минск: Экоперспектива, 2009. - С. 33-40.

4. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – С. 58-79.

5. Ушинский, К.Д. Научно-практическое назначение педагогики / К.Д. Ушинский // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х – начала ХХ в. – М., 1990. – С. 44-45.

6. Ушинский, К.Д. Предисловие к первому тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский // Избр. пед. соч.: В 2-х т. – Т.1. – М., 1974.- С.229-263.

Дополнительная:

1. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. – Гл. 1.

2. Основы педагогики: учеб. пособие / А.И. Жук [и др.]. – Минск: Аверсэв., 2003.– 21 - 47.

3. Прокопьев, И.И. Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика. Учеб. пособие / И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С. 7-29.

4. Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики: пособие / С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2008. – 81 с.

5. Сендер, А.Н. Хрестоматия по общей педагогике: в 2 ч. / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Северин. – Брест: БрГУ, 2010. – Ч. 1. – С. 7-30.

Учебно-исследовательские и творческие задания

1.1.Прочитайте высказывания о педагогической науке. Подготовьтесь к их обсуждению: выберите три наиболее понравившиеся высказывания и аргументируйте свой выбор.

«Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории […]» (Леонардо да Винчи).

«С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении» (М. Монтень).

[…] наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом; […]ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом (Ф. Бэкон).

Педагогическое искусство основывается на теории […]. Кто думает, что теория вредит практике, тот крайне заблуждается. Чем полнее и правильнее теория, тем должно быть совершеннее искусство (А.Г. Ободовский).

Нет науки, которой польза была бы очевиднее той, какую может доставить педагогика. Ее благотворное влияние на всю жизнь человеческую признано всеми мыслящими людьми (П.Г. Редкин).

«Искусство воспитания имеет ту особенность, что по­чти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания […]» (К.Д. Ушинский).

[…] Если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы […] он […] стремился […] приобрести всесторонние сведения о человеческой природе (К.Д. Ушинский).

«Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено, что в природе вообще не существует более сложной науки в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера ответственности ее – человек!» (В.Ф. Шаталов).

Педагогическая наука – это поэма о познанных тайнах человеческого становления, а чтение поэмы – череда радостных открытий (Н.Е. Щуркова).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.