КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая сущность общения. Функции и виды. 1 страница
Билет 13 Общение - одна из основных категорий психологии. Человек, обладающий сознанием, становится личностью в результате взаимодействия, общения с другими людьми. Рождаясь индивидом, человек, чтобы стать личностью, нуждается в другой личности -партнере по общению. «Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека».Подлинно человеческое общение невозможно без участия разума, сознания. «Для того чтобы общаться, надо иметь то, чем можно общаться, т.е. прежде всего свои собственные переживания, чувства, мысли». В общении человек «публично пользуется своим разумом». Наряду с содержанием человек имеет средства общения, которыми являются язык - носитель общественного сознания и речь - язык в действии.Понятие «общение» необходимо соотнести с близким ему, но более широким понятием «коммуникация». Коммуникация ~ это связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Внутривидовая связь животных, связь между компьютерными системами - все это коммуникация. Связь человека и машины, прибора - тоже коммуникация. В деятельности человека всегда имеют место процессы различных коммуникаций, являющиеся механизмами межличностных связей между людьми, с их помощью осуществляется обмен информацией. Коммуникации могут быть: нисходящими (сверху вниз), восходящими (снизу вверх) и горизонтальными (между равными структурами). Одним из основных средств коммуникации является общение как непосредственный обмен мыслями в основном посредством языка. В общении постоянно осуществляется обмен материальными и духовными ценностями. Коммуникативный акт (или акт общения) анализируется и оценивается но следующим составляющим его компонентам: адресант - тот, кто является субъектом общения; адресат - тот, кому направлено сообщение; сообщение - то, что передается, какое именно содержание; -код - какими средствами, общими для адресанта и адресата, передается сообщение; -цель - зачем, ради чего что-то сообщается; канал связи ~ голос, письменный текст, проводная связь» связь через эфир; результат - то, что достигнуто в итоге акта общения. Опираясь на знание этих компонентов, легче готовить сообщение и оценивать его. Г. Лассуэлл предложил несколько иную модель коммуникативного процесса: кто (передает сообщение) - коммуникатор; что (передается) - сообщение; как (осуществляется передача) - канал; кому (направлено сообщение) - аудитория; - с каким результатом (передается) - эффективность сообщения. В советской психологии существует несколько подходов к пониманию общения и, следовательно, предлагаются разные его определения. Нередко общение сводят к обмену информацией, к сообщению друг другу сведений, знаний; либо рассматривают в общении влияние одной стороны на другую. Одностороннее понимание общения не дает подлинного представления о нем. Общение- непременный спутник человеческой истории и повседневных контактов людей, и все его стороны должны рассматриваться во взаимосвязи. Иначе говоря, общение - обмен информацией, чувствами и ценностями в процессе взаимодействия людей. Для методологии психологических исследований существенным является вопрос о соотношении категорий «деятельность» и «общение». Подчеркивая самостоятельность каждой категории, нужно отметить, что в ходе деятельности раскрываются отношения типа «субъект - объект», т.е. предметный мир человеческого бытия. В процессе общения отношения типа «субъект - субъект, т.е. межличностные отношения людей, отношения человека к обществу. Деятельность включает в себя действия и движения; общение - поступки и проступки. В социальной психологии существует постулат о единстве общения и деятельности, так как любые формы общения связаны с совместной деятельностью. Но содержание его раскрывается неоднозначно. С одной стороны, общение рассматривают как сторону деятельности; с другой - деятельность и общение полагаются двумя сторонами бытия человека, его образа жизни. Иногда общение рассматривается и как самостоятельный особый вид деятельности со своими специфическими мотивами, действиями и операциями. Любая групповая деятельность - это общение в ее процессе.В целом принцип органического единства общения и деятельности, разработанный в советской социальной психологии, позволяет утверждать, что посредством общения деятельность и организуется, и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. В общении всегда имеется место для каких-либо отношений между людьми, которые обычно является при этом активными его субъектами. Они обмениваются информацией, оценивают ее личностную значимость, что, в существенной мере, определяет характер межличностных отношений. В общении отражается определенная система симпатий и антипатий, что сказывается па межличностных отношениях, однако, будучи тесно связано с ними, общение имеет свое собственное содержание. Одинаковое по форме общение может осуществляться между людьми как при положительных, так и при отрицательных межличностных отношениях. В общении проявляется характер человека.Общение, по мнению Б.Д. Парыгина, выступает одновременно; как процесс взаимодействия индивидов;как информационный процесс; как отношение людей друг к другу; как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В процедуре общения выделяют следующие этапы: 1Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.н.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. 2Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. 3Ориентировка в личности собеседника.4 Планирование содержания своего общения; человек представляет себе, что именно скажет.5.Выбор конкретных средств, речевых фраз, которыми человек будет пользоваться; принятие решения: как говорить, как себя вести.6.Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.7.Корректировка направления, стиля, методов общения.Если пропущен один из этапов общения, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов и общение оказывается не эффективным.Общение включает: цель, содержание, средства.1. Цель - то, ради чего возникает общение.2. Содержание - информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии человека, ориентированные на то, якобы определенным образом настроить его на контакт, т.е. служащие средством межличностной настройки; информация о наличных потребностях, сообщаемая с расчетом на потенциальное участие собеседника в их удовлетворении. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт. Человеческое общение многопредметно, разнообразно по своему внутреннему содержанию. Чем богаче внутренний мир личности, тем больше находится тем для общения.3. Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного человека к другому. Средства могут быть вербальными и невербальными. Вербальные средства - передача информации с помощью устной или письменной речи; невербальные - использование неречевых средств: жестов, мимики, пантомимики, тона, тембра, темпа и пауз в речи., К средствам общения относятся: Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на конкретном языке, что делает общение при помощи языка возможным. Говоря слово «стол», субъект уверен, что любой его собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и он сам - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл - поэтому люди не всегда правильно понимают друг друга.1Интонация - эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.2Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.3Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить большей выразительности речи.4. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.В социальной психологии принято рассматривать уровни коммуникации. Б.Ф.Ломов предлагает выделить три уровня общения:1.Макроуровень - общение с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, обычаями и традициями. Определяет стратегию общения на протяжении всей жизни человека. 2Мезауровень - общение в пределах содержательной темы, одноразовое или многоразовое во времени. 3Микроуровень - акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос -ответ, рукопожатие, мимический и пантомимический акт и др.). Микроуровень представляет собой простейшие элементы, клеточки, лежащие в основе других уровней общения.Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны общения:1коммуникативная сторона - обмен информацией между общающимися и понимание ими этой информации;2интерактивная сторона - взаимодействие партнеров при организации и выполнеіійй совместной деятельности (обмен не только знаниями, идеями и состояниями, но и действиями);3перцептивная сторона - восприятие одним партнером но общению другого и установление па этой основе взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения - обмен информацией, связанный с выявлением специфики информационного процесса, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди.Коммуникативный компонент или коммуникативная сторона общения связаны не только с передачей и приемом информации, но с ее формированием, развитием, уточнением. В коммуникации, осуществляемой между людьми, всегда имеет место выражение соответствующего отношения к чему-либо. Человек является активным субъектом информационного процесса, учитывающим личную значимость применяемой или передаваемой информации. Коммуникативная сторона общения предполагает также наличие общей системы кодификации (кодирования) информации и ее декодирования. Общение требует использования языка, известного как коммуникатору, так и реципиенту, иначе оно затруднено или, в случае избыточной сложности содержания, может оказаться невозможным. Коммуникативный компонент общения предполагает возможное наличие дополнительного смысла передаваемой информации. В коммуникативном аспекте может возникать определенное рассогласование между общением и способностью к нему. Поступающая от коммуникатора информация может быть констатирующей и побудительной. Констатирующая информация выступает в форме сообщения,. Она применяется при передаче знаний, разъяснении какого-либо задания. Побудительная информация выражается в виде приказа, совета, просьбы, рекомендации, поощрения, наказания, запрета. В процессе обмена информацией должен присутствовать механизм обратной связи, характерный для межличностного общения и содержащий сведения о том, как воспринимают, понимают и оценивают информацию и поведение партнеры по общению. В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры: непонятная речь, перегруженная терминами речь, иностранный язык, неверная оценка побудительных мотивов говорящего (коммуникатора) слушающим (реципиентом). Коммуникации осуществляются с помощью вербальных и невербальных средств общения. Вербальные средства - передача информации с помощью устной речи. Она должна быть понятна, выразительна и эмоциональна. Недостатками речи являются: слова-паразиты, речевые ошибки, неоднозначность слов. Письменная речь обычно более нормирована. Невербальные средства - использование неречевых знаковых систем, выполняющих функции: дополнения речи; субституции (замещения слов); экспрессии (выражение эмоционального состояния). Важная характеристика коммуникативного процесса - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого. Необходимые условия для этого - не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. Часто различия в миропонимании, в смысловом наполнении слов приводят к тому, что возникают коммуникативные барьеры: социальные, психологические, религиозные. Поэтому и ставится вопрос о специальном обучении общению. Интерактивная сторона общения - условный, термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Под взаимодействием понимается процесс осуществления влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, переживания, общение и совместную деятельность. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать и некоторый результат - изменение поведения и деятельности. Общение, таким образом, выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся в совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций партнеров на действия друг друга: поступок индивида А, изменяющий поведение индивида В, вызывает со стороны последнего ответные редакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение А. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей и образующих специфическую систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии нормы поведения свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины до правил вежливости. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственнее, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентируясь на нормы, человек соотносит формы своего поведения с эталонами, отбирает нужные и таким образом регулирует свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми. В психологии под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает ту или иную социальную позицию. Каждая роль, которую исполняет субъект, должна отвечать совершенно определенным требованиям и определенным ожиданиям окружающих. Один и тот же человек выступает в различных ролях. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.Л.И. Умапский выделил три типа взаимодействия, в которые могут вступать субъекты деятельности, согласно индивидуальным вкладам, вносимым каждым из них. Совместно-индивидуальная деятельность - каждый участник делает свою часть общей работы, независимо от других. Совместно-последовательная деятельность - общая задача выполняется последовательно каждым участником. Совместно-взаимодействующая деятельность - одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными. Интерактивная сторона общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия, которая может иметь конструктивный и неконструктивный характер. На рисунке представлены выделяемые во взаимодействии стратегии поведения: Стратегии поведения во взаимодействии.Сотрудничество -удовлетворение участниками своих потребностей.2. Противодействие - ориентация на свои цели без учета целей партнера. 3 Компромисс - частичное достижение целей ради условного равенства. 4 Уступки - жертвование своими целями для достижения целей партнера (альтруизм).5 Избегание - утрата собственных целей во имя исключения выигрыша другого. Эмоциональное сопровождение взаимодействия рассматривалось с самых различных позиций. Один из вариантов классификации взаимодействия с учетом влияния эмоций осуществлен американским психологом Р. Бейлсом, выделившим:1Область позитивных эмоций: солидарность; согласие; эмоциональная разрядка.2.Область решения проблем: указания; выражение твердого мнения; ориентация группы на выполнение задания. 3.Область постановки проблем: просьба о предоставлении информации; просьба высказать мнение о рассматриваемой проблеме; просьба о совете, консультации, указании. 4 Область негативных эмоций: несогласие с планом действий, принятыми решениями, возникновение напряженности в отношениях, демонстрация антагонизма. В реальной деятельности все эти виды могут выражаться в различных соотношениях, но обычно с преимущественным преобладанием 1-й или 4-й группы признаков. Иногда выделяют также позитивное (альтруистическое) и негативно направленное общение. Виды взаимодействия во многом определяют особенности и формы общения. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется при эмоциональной регуляции перцептивного процесса. Перцептивная сторона общения выражается в восприятии одним партнером по общению другого. В социальной психологии содержание понятия «восприятие» не всеми исследователями раскрывается однозначно. Одни этим термином обозначают лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. В этом случае термин восприятие употребляется в его общепсихологическом значении. Так, А.А. Бодалев различает восприятие и понимание друг друга как два неразрывно связанных процесса. Другие под восприятием понимают совокупность внешнего облика партнера, его поведения и в зримой, и во внутренней (психологической) части. В этом случае в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Эта точка зрения формулируется Г.М. Андреевой следующим образом: «Можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков». Социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека, на основе чего делаются выводы об особенностях его личности и причинах тех или иных поступков.Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двояка: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой - чем полнее раскрывается другой человек, тем шире становятся и представления о самом себе. Аналогичная мысль была высказана еще Л.С. Выготским: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других». Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Механизмами взаимопонимания в общении являются: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция и механизм обратной связи. Идентификация - способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера но общению строится па основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Экспериментально установлена тесная связь между идентификацией и другим близким но содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия - эмоциональное сопереживание, эмоциональный, отклик на состояние другого человека, основанный на умении представить себе («примерить на себя») психическое состояние другого человека. Имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения -необязательно отождествить себя с этим человеком. Если субъект отождествляет себя с кем-то, это значит, что субъект строит свое поведение так, как строит его этот другой. Если же субъект проявляет эмпатию, то он просто принимает во внимание линию поведения другого (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.Рефлексия - осмысливание субъектом того, какими средствами, почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению; т.е. осознание человеком того, как он воспринимается другим. В процессе двустороннего общения рефлексия порождает шесть образов, отражающих личностные, эмоциональные и когнитивные особенности каждого из собеседников: — образ «Я», каким он видит себя; образ «Я», каков он есть на самом деле; образ «Я», каким он представляется собеседнику. Если подобные представления касаются их совместной деятельности, то речь идет об особой форме рефлексии, а именно о предметно-рефлексивных отношениях. Аттракция (привлечение) - форма, в которой понимание партнера возникает благодаря привязанности к нему, дружеского или интимно-личностного отношения. В настоящее время существует расширенная трактовка процесса аттракции как формирования эмоционально-оценочных представлений друг о друге и о своих межличностных взаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего рода социальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. Каузальная (причинная) атрибуция (приписывание) - понимание причин поведения людей, часто из-за дефицита необходимой информации, построенное на интерпретации, реализуемой на основе образцов. Личностная каузальная атрибуция; поступил так, как этого требовала ситуация ~ внеличностная (ситуативная) каузальная атрибуция. При каузальной атрибуции нередко включается механизм проекции. Обратная связь - получение адресантом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Иначе говоря, под обратной связью понимают техники и приемы получения информации о партнере по общению, используемые для коррекции собственного поведения в процессе общения. Обратная связь включает:сознательный контроль коммуникативных действий; наблюдение за партнером и оценку его реакций; последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает партнера по общению. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать. Знание механизмов обратной связи позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется при эмоциональной регуляции перцептивного процесса. Иначе говоря, человек может воспринимать другого человека со следующих позиций:1.Таким, какой он есть на самом деле.2.Таким, каким он видит самого себя.3 Таким, каким этого человека видят другие люди (партнеры по общению).4 Таким, каким, по его мнению, видит его какой-то конкретный человек (значимый для воспринимающего).5.Таким, каким он хотел бы его видеть (чего ожидает от него).От того, на какой из позиций находится воспринимающий субъект, зависит, как сложатся отношения между ним и его партнером, их общение и соответствующее взаимодействие, станет оно позитивным или негативным. Группой конкретный человек может восприниматься иначе, чем в изложенных выше пяти образах. Отметим также, что если преподаватель имеет неверное представление о самом себе, ошибочно представляет себе, как его воспринимает аудитория, что случается не так уж редко, то его взаимопонимание с аудиторией, а значит, и взаимодействие с ней существенно ухудшается. Нужны специальные социально-психологические меры, чтобы приблизить преподавателя к аудитории. Важную роль в восприятии человека человеком играет первое впечатление, связанное порой с внешними чертами оцениваемого собеседника, с различными случайными факторами. В ходе восприятия возникает ряд «эффектов»:— эффект ореола (гало-эффект) - информация, соответствующая сложившемуся о партнере впечатлению, принимается; а информация противоречащая — не принимается в расчет; эффект первичности - первое впечатление оказывает длительное влияние на восприятие человека; эффект новизны - со временем новая информация о партнере оказывает существенное влияние на восприятие этого человека; — эффект стереотипизации (категоризации) - восприятие часто происходит на основе имеющихся у личности стереотипов, т.е. классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными, явлениям, категориям, социальным стереотипам, сложившимся представлениям о наличии каких-то качеств, характерных для представителей определенной группы. Стереотип - устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением или человеком. Стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате чего люди строят выводы на основе неполной или ограниченной информации. Этот процесс приводит к упрощению процесса познания другого человека, может исказить восприятие и понимание другого, вызывает предубеждения, нарушающие объективную оценку человека человеком.Явлению стереотипизации можно дать толкование с психофизиологических позиций и теории психологической установки. Установка определяется как предрасположенность (неосознава мая готовность) субъекта к принятию/неприятию тех или иных ценностей, предписывающих ему определенные социально принятые способы поведения. Установки могут формироваться стихийно, под влиянием семьи в детстве, группы, членом которой является субъект, и целенаправленно, в процессе обучения и воспитания, в последнем случае, будучи принятыми, они характеризуются большей стойкостью. Установки всегда трехкомпонентны: они включают когнитивную (мнения и убеждения); аффективную (позитивное/негативное отношение к мнениям и убеждениям) и поведенческую (реакция, соответствующая переживаниям и убеждениям) составляющие. В основе установки лежит мощный доминантный очаг, который по закону отрицательной индукции временно гасит все: память, мотивы, понятия, и человек становится как бы зашоренным, получая объективную информацию, видит ее только через призму установки и в результате, будучи совершенно уверен в своей правоте, принимает неадекватное решение. Именно установка определяет предуготовленность к заранее определенному восприятию, часто независимо от действительного состояния объекта, в том числе и при восприятии человека человеком. Описывая этот феномен, мы сравнивали его с восприятием как бы через особый детектор, пропускающий только определенные частоты приходящей информации. Речь идет об искажении реальной информации о человеке в кривом зеркале установки. Воспринимающий субъект видит то, что он хочет видеть, произвольно или непроизвольно отвергая остальное. Психофизиологическое объяснение таким фактам можно найти в теории доминанты академика А.А. Ухтомского, которую мы рассматриваем в виде нейродинамического механизма установки. В основе прочной установки лежит не менее прочная доминанта, которая, как это показал замечательный русский физиолог А.А. Ухтомский, действует но особым, только ей присущим законам иейродииамики. Путем отрицательной индукции от сильного доминантного очага возбуждения временно гасятся (тормозятся, блокируются) все другие очаги, связанные со следами памяти, мыслительными операциями, позволяющими противостоять собственному мнению, укрепленному соответствующей установкой на основе доминанты. Доминанта усиливается при любом на нее воздействии, как положительном, так и отрицательном, усиливая и укрепляя стоящую над ней психологическую установку. Это означает усиление прежнего мотива, несмотря на любые аргументы pro и contra, так как вся поступающая информация независимо от ее содержания, интерпретируется в русле установки, преобразуется таким образом, чтобы соответствовать ее смыслу и схеме. Она как бы проходит через особый фильтр, который пропускает то, что в данный момент подходит, соответствует установке, а остальное отбрасывается. Поступающая информация служит пусковым сигналом для приготовленных ответов. Самые логичные доводы искажаются. Важно то, что человек, хотя и ошибается, все же искрение верит в свою правоту. Переубедить его очень сложно. Для создания повой установки необходимо создание конкурирующей доминанты, желательно более мощной, чем уже существующая. В клинике психиатрии такие феномены укладываются в понятие «паранойя». Это заболевание, связанное с наличием патологического очага в мозговой ткани, определяющего какую-то навязчивую идею, неадекватную реальности, здравому смыслу. B педагогической практике стереотип ожидания проявляется в том, что:1. К хорошо успевающим студентам обращаются чаще и активнее их поддерживают; а слабоуспевающим - жестами дают понять, что ничего хорошего от него не ждут. Возникает парадокс: на слабых студентов - тратится меньше времени, чем на сильных. Однако в сознании преподавателя, подверженного стереотипу ожидания, ситуация воспринимается как обратная - все время тратится на слабоуспевающих.2На экзаменах стараются помочь при ответах хорошо успевающим, а убеждены, что «вытягивают» именно слабых.3Слабоуспевающих студентов критикуют больше и резче: «Как всегда Вы...».Большинство людей понимает, что между внешними чертами человека и основными его личностными чертами прямой связи, конечно, нет, но соответствующие параллели невольно проводятся. Формирование стереотипов в определенной мере связано с представлениями негативных или позитивных образов в литературе, кино, по телевидению, по детским сказкам о Бабе-Яге и Кащее Бессмертном. Принято считать, что люди с большим лбом -умные; с выдвинутой мощной челюстью - волевые; с маленькими глазами, углубленными в надбровные дуги - хитрые; с пятном на голом черепе - потенциальные предатели и т.п. Длительное время пользовалась популярностью теория Ч. Ломброзо, в которой по особенностям строения черепа определялся вероятностный тип характера и прогнозировалось преступное поведение. Э. Кречмер, У. Шелдон и ряд других врачей и психологов о чертах характера и темпераменте судили по строению туловища и другим внешним признакам. Конечно, прямой связи между указанными признаками нет, но некоторая вероятность совпадения наблюдается не столь уж редко. Вероятностными, например, являются показатели внешней экспрессии, характеризующие способность человека владеть собой. Весьма обоснованным является исходное представление о личности другого человека, сложившееся на основе характеристики результатов его реальной, особенно профессиональной, деятельности и поведенческих реакций. Повторим, что особенно важной является способность оценивать мысли другого человека, опираясь на чувство эмпатии, сопереживая вместе с ним те или иные события, как бы вставая на его место в искомой ситуации и воспринимая окружающее его глазами. Познание в межличностном общении является и результатом, и условием общения. Чем оно полнее и точнее, тем лучший способ может быть применен в последующем общении. Основными источниками формирования представления о другом человеке является его внешность, поведение, результаты деятельности, особенности, ее выполнения. Особую важность имеет уровень самопознания, адекватность самооценки. Это свойство сказывается и на способности к познанию воспитанника в межличностном общении. Необходимо, следовательно, учитывать и уровень адекватности самооценок человека, сущность которого мы стремимся познать в общении. Известна закономерность, заключающаяся в том, что завышенная самооценка, чаще всего, обратно пропорциональна реальному статусу человека в коллективе и уровню развития его интеллекта. Это также можно учитывать при его познании, в том числе и при общении с ним, и наблюдая его действия в группе, в коллективе. Познание человека человеком, органически связанное с процессом взаимопонимания, естественно, во многом предопределяет и взаимодействие людей как в личном общении, так и в группе. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений, даже в случае возникновении конфликта. Конфликт - актуализированное трудноразрешимое противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов (индивидов или групп) взаимодействия, возникающих на почве соперничества, отсутствия взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Такое представление о конфликте имеет два аспекта: во-первых, что конфликт - это фиксация чего-то неправильного, плохого, ненормального; во-вторых, что конфликт создает большие деструктивные последствия. В типологиях выделяются обычно конфликты, происходящие на личностном и групповом уровнях. В первом случае рассматриваются внутриличностные и межличностные конфликты; а во втором - организационные: внутригрупповые и межгрупповые. Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. B.C. Мерлин рассматривает внутриличностный конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Внутриличностный конфликт переживание, представленное как эмоциональное напряжение, в котором выражается осознание личностью трудности текущей ситуации; процесса выбора, сомнения и борьбы, отражающее перестройку ценностно-мотивационной ее системы.Межличностный конфликт - непримиримое противоречие субъектов, придерживающихся несовместимых ценностей; и норм, в котором они преследуют несовместимые цели, реализуемые во взаимоотношениях друг с другом, либо стремятся в острой конкурентной борьбе к достижению одной и той же цеди, которая может быть достигнута только одним из них. Организационный конфликт - это интерактивное состояние, проявляемое в разногласиях, различиях или несовместимостях между индивидами в группах. Это процесс развития и разрешения противоречивости взаимодействий и взаимоотношений членов организации в контексте организационного функционирования. Он может существовать: - на внутригрупповом уровне;-на межгрупповом уровне. Причинами конфликтов на внутригрупповом уровне могут быть стиль руководства, групповые цели и нормы, организация труда, системы групповой коммуникации, структурные параметры и условия труда, ролевые неопределенности, личностные особенности и интересы членов группы и т.д. Наиболее частыми причинами конфликтов на межгрупповом уровне являются: взаимозависимость производственных задач и целей; неопределенность или противоречивость норм и критериев оценки различных видов труда; неодинаковые условия труда,, оплаты, перспектив роста, социальных благ; конкуренция за ресурсы и фонды; различия в профессиональной подготовке, ценностях, образовании, стилях общения, социальном статусе членов разных групп; несовершенство межгрупповых каналов коммуникации; функционально-ролевые неопределенности. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо вопросу, либо противоположные цели, либо противоположные средства их достижения. По мнению Н.Ф. Вишняковой, основой конфликта является конфликтная ситуация, требующая наличия оппонентов, субъекта, объекта и предмета конфликта, но для его развития, необходим инцидент. Инцидент - ситуативная провокация конфликта, возникшая в результате действий одной из сторон, ущемляющих интересы другой. Оппоненты - участники конфликта. Субъект конфликта и оппоненты в одной и той же конфликтной ситуации связаны определенными отношениями, при этом каждый из оппонентов часто претендует на единоличное манипулирование субъектом. Субъект конфликта - конфликтная личность или проблемы, способные спровоцировать конфликт. Объект конфликта - проблемная ситуация на основе пересекавшихся интересов оппонентов, которые желают контролировать ее и управлять ею. Предмет конфликта - противоречие (проблема), которое противоборствующие стороны пытаются разрешить. Манипулирование субъектом — скрытые или явные действия конфликтующей личности, направленные на субъект отношений с целью достижения определенного результата, значимого для личности. Таким образом, отношения между субъектом и оппонентами зависят от степени предрасположенности субъекта конфликта к манипулированию. Чтобы конфликт из потенциального стал актуальным, должны последовать действия со стороны оппонентов, направленные на субъект. Конфликт может развиваться как прямой или опосредованный (открытое или неявное противоречие интересов), иметь конструктивные, деструктивные либо стабилизирующие функции. Деструктивные функции конфликта расшатывают и разрушают установившиеся структуры и функции, индивидуальные и групповые нормы, девальвируют ценности, углубляют противоречия. По мнению М. Дойча и М. Фолгера, в них можно выделить:1Процессы конкуренции. Стороны конкурируют друг с другом, считая, что их цели не совпадают и достичь их одновременно нельзя. В действительности нередко цели не находятся в оппозиции и сторонам необязательно конкурировать, ибо это может вести к дальнейшей эскалации конфликта.2Снижение коммуникаций. Коммуникация между конфликтующими сторонами ухудшается: они взаимодействуют с теми, кто выражает с ними согласие, прекращая взаимодействовать с оппонентами, либо пытаются нанести поражение, принизить, разоблачить, развенчать позиции другой стороны, придать дополнительный вес своим аргументам.3Искажение восприятий при сильных эмоциях. При интенсификации конфликта восприятие окружающей среды искажается, становится отрицательно эмоционально окрашенным, поскольку стороны начинают переживать беспокойство, раздражение, досаду, гнев или фрустрацию: оппоненты склонны интерпретировать людей и события как находящихся либо на их стороне (за них), либо на другой стороне (против них). Первых они одобряют, последних — отвергают. Мышление субъектов конфликта имеет тенденцию становиться стереотипным. Вышеизложенное приводит к тому, что начинается эскалация конфликта и его участники: 1теряют понимание основного вопроса конфликта - его предмета. Возникают обобщения, и начинают выдвигаться новые спорные вопросы. Оппоненты теряют и объект конфликта - ситуацию возникновения конфликта, в чем он реально состоит, или что могло бы разрешить его; 2«зацикливаются на занимаемых позициях». Получая вызовы другой стороны, начинают более жестко придерживаться своей точки зрения и быть менее уступчивыми, так как не хотят выглядеть глупо. Возникает феномен «черно-белого» ригидного мышления; 3преувеличивают различия, минимизируя сходство, и склонны рассматривать друг друга и свои позиции как целиком противоположные, что не всегда соответствует действительности. Как следствие, они начинают концентрировать все усилия на том, чтобы победить в конфликте за счет другой стороны. Так формируется образ коварного врага, которого надо победить любой ценой. Отмеченные выше процессы ведут к дегуманизации оппонента и стремлению усиливать давление друг на друга, еще жестче заявляя свои позиции, увеличивая ресурсы для достижения победы и капитуляции оппонента. Эскалация уровня конфликта ведет к еще большей его интенсификации, стороны теряют способность взаимодействовать друг с другом. Конструктивные функции конфликта проявляются в перестройке и обновлении структуры, установлении новых связей, способствуют жизнедеятельности личности или функционированию организации в связи с тем, что: обсуждение конфликтных вопросов может стимулировать членов группы и организации в целом на творческое решение проблем;конфликт может укреплять взаимоотношения и повышать групповую мораль и психологический климат; конфликт может способствовать более глубокому осознанию себя и других людей; конфликт может способствовать развитию личности. В ходе конфликта руководители могут обнаружить, как их собственный стиль руководства влияет на подчиненных. Подчиненные в ходе конфликта могут выявить те технические или межличностные навыки и умения, которые им необходимо приобрести или улучшить; конфликт может способствовать психологическому здоровью. Люди становятся более аккуратными и реалистичными в самооценках, развивают рефлексию, уменьшают эгоцентрические наклонности, могут повысить самооценку и уверенность в себе; - конфликт может приносить удовлетворение и радость. Конфликт дает возможность работникам «ощутить» сильные переживания, принять другие взгляды и представления о проблеме и людях и положительно оценивать многогранность своих взаимоотношений. Стабилизирующие функции конфликта приводят к позитивным результатам, но не за счет инноваций, а путем устранения отклонений и закрепления status quo (уже существующего положения вещей). Конфликт может повысить вероятность группового и организационного изменения, адаптации, ориентируя внимание руководства на проблемы, создающие неудобства и сложности для нормального функционирования персонала и организации в целом.Следовательно, цель состоит не в том, чтобы избежать конфликта, подавить, устранить его, но научиться управлять им так, чтобы деструктивные функции держать под контролем, а конструктивные и стабилизирующие использовать для эффективного разрешения или урегулирования конфликта.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |