Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальпсихология, когнитивная психология




БИЛЕТ 5

Виды психологии и педагогики: научная и житейская

Билет 4

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от дру­гих дисциплин. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. «Житейская психология» - это знания, которые необходимы каждому человеку в его повседневной жизни. Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки - научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в ко­тором используются средства и методы науки и которое завершается формированием зна­ний об изучаемых объектах. Педагогическая действительность - это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Другая форма духовного освоения действительности - стихийно-эмпирическое познание. Нередко в педагогике эти два вида познания - научное и стихийно-эмпирическое (обыденное) не различают достаточно четко, считают, что педагог-практик, не ставя перед собой специальных научных целей и не используя средств научного познания, может находиться в положении исследователя. Процесс научного познания - складывается из познавательной деятельности людей, средств познания, его объектов и знаний. Обыденное познание существенно от него отличается. Главные отли­чия следующие- Научное познание осуществляют специальные группы людей, а стихийно-эмпирическое познание осуществляют все, занятые практической деятельностью. Источ­ником знания в этом случае являются разнообразные практические действия. Это как бы побочно, не специально полученные знания. В науке же ставятся специальные познава­тельные цели, и научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно нацелено на решение научных проблем. Его результаты заполняют определенный пробел в научном знании. В ходе исследования применяются специальные средства по­знания: моделирование, создание гипотез, экспериментирование и т.д.

Психология сознания. Родоначальником первой психологической школы на рубеже 20 в. явился американский психолог Уильям Джеймс. Джеймс определял психологию «как описание и объяснение состояний сознания как таковых». Джеймс утверждал, что психология представляем собой такую научную дисциплину, которая должна основательно и документально изучать все возможные состояния психики, их происхождение и связь с физич и физиологическими показателями. Возглавляемая Уильямом Джеймсом школа определяется как «Психология сознания».. Мысль непрерывна. Джеймс отмечал, что мысли меняются. Джеймс высказывал предположение, что дети от рождения наделены интересом и способностью к учению. Гештальтпсихология. Основным понятием этого направления является гештальт, означающее целостные структуры сознания, несводимые к сумме своих частей. Психологические законы в гещтальтпсихологии сводились к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не оказывается от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Когнитивная психология и обучение. Предметом когнитивной психологии являются познавательные процессы. Это направление в психологии в настоящее время ближе всего к традиционнному пониманию термина «Наука». Отмечается, что процессы не являются непосредственно наблюдаемыми. Когнитивные психологи подчеркивают, что проникновение в познавательные процессы возможно благодаря выведению умозаклячений из поведения индивида, при условии, что такие выводы подкрепляются объективными, эмпирическими данными. Поэтому ими часто используется экспериментальный метод.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.