Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие мышления. Характеристики мышления




Билет 52

Мышление - психический процесс познавательной деятельнос­ти, характеризуемый опосредованным, обобщенным отражением действительности. Мышление создает идеальный образ действительности. Опосредованный характер мышления субъекта определяется интериоризацией им знаний и опыта предшествующих поколений, при­обретенных в процессе обучения и жизни в целом. Мышление позволя­ет выявить и попять то, что непосредственно не воздействует на анали­заторы, а становится доступным благодаря косвенным признакам. Обобщенный характер мышления выражается в том, что воспринимаются субъектом единичные объекты и явления, а мыслить он способен обобщенно. Связь мышления с языком и речью представлена в цитатах: «...в речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем...», - писал СЛ. Рубинштейн. Связь мышления с речью подчеркивает социальную природу обоих психических процессов. Знания, созданные челове­чеством, сохраняются с помощью языка. Усвоение знаний, переда­ваемых в языковой форме, требует мыслительной деятельности; Проблемный характер мышления - познавательная потреб ­ ность, которая реализуется в процессе поиска и усвоения знаний. По типурешаемыхсубъектом задач и особенностей мысли­тельной деятельности субъекта различают практическое и теоре­тическое мышление. Практическое мышление направлено на физическое преобра­зование действительности, связано с отражением частной практи­ческой ситуации, в которой совершается деятельность. Теоретическое мышление направлено на выявление каких-либо закономерностей и опирается на научные понятия, как правило, оно несвязано с отражением конкретной ситуации реализации деятельности. Наглядно-действенное мышление характеризуется отраже­нием, осуществляемым непосредственно в процессе деятельнос­ти человека. Наглядно-образное мышление реализуется при отражении образного материала. При этом человек представляет реальные объекты. Вербально-логическое мышление отражает такие факты, законо­мерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному и образному познанию. Это по­нятийное мышление. Оно осуществляется на материале слов, обобща­вших как конкретные. В зависимости от степени осознанности и временных характе­ристик выделяют логическое (аналитическое) и интуитивное мышление. Логическое мышление осознанно, развернуто во времени, в нем реализуется ряд операций мыслительной деятельности. Логи­ческое. Интуитивное мышление реализуется субъектом как сознатель­но, так и на бессознательном уровне. «Интуиция - сестра информации», - писал К.К. Платонов. Интуитивное мышление начинается с постановки задачи, осмысления имеющейся и получаемой информа­ции, осуществления ее переработки сознанием, в ходе которой ряд близких автоматизированных сенсорных, перцептивных мнемических и мыслительных навыков, осуществляя взаимный положитель­ный перенос, обобщаются в интуицию, обеспечивая решение поставленной задачи, при наличии у субъекта достаточного опыта мыслительной деятельности и знаний, которыми он может опериро­вать. Все перечисленные виды вербалъно-логического мышления относят к теоретическому типу мышления. Творческое мышление противопоставляется обычно репро дуктивному, оно характеризуется высокой продуктивностью, но­визной получаемого продукта и своеобразием процесса его получе­ния. Обычно его относят к теоретическому типу мышления, хотя оно может быть и наглядно-образным. Выделяют также дивергентное и конвергентное мышление: дивергентное мышление характеризуется процессом «дви­жения в разных направлениях», расхождением идей, с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Его часто ассоциируют с творческим мышлением, так как оно нередко дает новые идеи и решения; конвергентное мышление характеризуется сведением вместе или синтезом информации и знаний, сосредоточением на избранном пути решения проблемы. Такой стиль мышления часто избирается в связи с необходимостью решения задач, имеющих только одно правильное решение. Спортивные психологи выделяют оперативное (тактичес­кое) мышление - быструю переработку различной информации, принятие решений в ситуации дефицита времени; оперирование не абстрактными понятиями, а рабочими операциями, направленными на решение конкретных задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.