Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о способностях и их природе. Виды способностей




Билет 55

Общее понятие языка и речи: функции и виды. Личность и речь.

Билет 54

Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени. Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; Функции языка 1. Коммуникативная функция - Язык как средство общения между людьми. Это основная функция языка. 2. Мыслеформирующая функция - Язык используется как средство мышления в форме слов. 3. Когнитивная (гносеологическая) функция - Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям. Функции речи 1.Коммуникативная (референтивная) функция - Соответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения. 2.Экспрессивная (эмотивная) функция - Соответствует отправителю, т.е. отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. 3.Поэтическая (эстетическая) функция - Соответствует сообщению, т.е. основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное - это форма сообщения.. 2.Апеллятивная (директивная) функция - Соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. 5.Фатическая функция (контактоустанавливающая) - Соответствует контакту, т.е. цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. 6.Метаязыковая функция - Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код.

Способности – это совокупные психические особенности человека, которые позволяют ему усиленно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Основу способностей составляют задатки. Способности бывают общие (к выполнению жизнедеятельности вообще) и специальные (возможность развития отдельных психических процессов или свойств личности или конкретного вида деятельности). Совокупность общих и специальных способностей конкретного человека составляют его одаренность. Одаренность обуславливает особенности усиленной деятельности человека в определенной области и выделяться из тех лиц, кто выполняет то же на тех же условиях. Следующая ступень – талант – это высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области. Высшая ступень одаренности, выраженная в выдающихся результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.

По уровню развития:

Репродуктивные – умение человека овладевать знаниями и осуществлять деятельность на основе этих знаний. Творческие – обеспечивает способы человека открывать новое, оригинальное и т.д.

Билет 56

Уровни способностей. Талант и гениальность.

По мнению В.В. Богословского, уровень развития способностей может быть репродуктивным и творческим. Первый уровень развития способностей - репродуктивный, позволяет успешно усваивать знания, осваивать деятельность и осуществлять ее но предложенному образцу. Второй, высший уровень - творческий, определяет создание нового оригинального идеального или материального продукта. С этой точкой зрения трудно согласиться хотя бы потому, что без начального репродуктивного уровня достижение творческого невозможно, ибо изобретение уже имеющихся продуктов не есть проявление способностей, а наоборот, скорее проявление безграмотности. Качественная дифференциация способностей позволяет выделить: одаренность, талант и гениальность. Раннее проявление ярко выраженной склонности, способностей, принято называть одаренностью. Одаренность, характеризуемая рядом способностей, таких, как быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности, сочетаемых с четкой самоорганизацией в учебной и трудовой деятельности, является «преддверием» таланта и может способствовать его развитию. Талант - высокая степень одаренности, сочетание способностей, определяющее возможность успешно, самостоятельно и оригинально реализовывать деятельность в определенной области. Гениальность — высшая степень одаренности, проявления специальных способностей, выражение таланта, определяемая результатами, достигнутыми в какой-то области деятельности. Гениальными являются люди, деятельность которых составила определенную эпоху в жизни общества, науке, искусстве.

Билет 57

Интеллект как общая познавательная способность.

три трактов­ки понятия интеллекта: 1. Биологическая трактовка: - способность сознательно приспо­сабливаться к новой ситуации. 2.Педагогическая трактовка: способность к обучению, обуча­емость». 3.Структурный подход, сформулированный А. Бине: интел­лект как «способность адаптации средств к цели». С точки зрения структурного подход, интеллект — это совокупность тех или иных способностей Совокупность познаватательных процессов человека опре­деляет его интеллект. интеллект рассматри­вается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. постулаты: ин­теллект не зависит от прочих личностных черт человека; интел­лект не включает в свою структуру неинтеллектуальные каче­ства (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. п.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач. Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рожде­ния имеется потенциальный интеллект, который лежит в ос­нове нашей способности к мышлению, абстрагированию и рас­суждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наи­большего расцвета. С другой стороны, формируется «кристал­лический» интеллект, состоящий из различных навыков и зна­ний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта. «кристаллический интеллект» определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек. Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: ге­нетические факторы наследственности, хромосомные аномалии (болезнь Дауна). Влияет и социальное положение семьи. Вли­яют и методы обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.