КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика как наука
Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-исследователь. Профессионально-ролевые позиции педагога. Учитель-преподаватель. 4 группы основных умений: 1)Диагностические; 2)Проектировочное; 3)Организационные умения; 4) Оценочно рефлексивные умения. 1)Диагностические умения. Выявлять уровень облученности и обучаемости учащихся; Уметь анализировать полученною информацию; Уметь использовать различные методы диагностики (контрольные работы, тестирование и т.д.); Умение формулировать проблему. 2)Проектировочное умение. Умение формировать цели и задачи учебной деятельности; умение правильно выбирать соответствующие методы технологии и средств обучения; умение определить содержание образования на уровне предмета; оптимально подбирать содержание урока; определять критерии и способы оценивания учебных достижений. 3) Организационные умения. Формировать учебную деятельность; Организовывать учебную деятельность на уроке; Осуществлять дифиринцированные индивидуальные подходы; Стимулировать познавательную деятельность учащихся. 4) Оценочно-рефлексивные умения. умение использовать различные виды контроля; Оценивать учебные достижения учащихся; Корректировать учебную деятельность учащихся; Рефлектировать собственную пед деятельность; Организовывать коллективную рефлексию учащихся.
4 группы основных умений: 1)Диагностические; 2)Проектировочное; 3) Организационные умения; 4) Оценочно рефлексивные умения. 1) Диагностические умения. умения использовать различные методы исследования, выевлять и анализировать проблемы возникщие в образовательном процессе. 2)Организационные умения. умение организовывать и осуществлять экспериментальную работу; формировать цели и задачи исследования; подбирать наиболее эффективные методы исследования; формулировать гипотезы, осуществлять моделирование; определять критерии и средства оценки результатов экспериментальной работы 3)Оценочно рефлексивные умения. Умения оценивать и анализировать результаты эксперимента; умения осуществлять рефлексию. Педагогика - это наука о закономерностях формирования и развития человеческой личности в условиях специально организованного педагогического процесса. Наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколениям, называется педагогикой. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Объект педагогики – образовательный процесс в образовательных учреждениях. Предмет - особенности взаимодействия субъектов образовательной деятельности в процессе обучения и воспитания. Предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей. Отсюда можно вывести и определение самой педагогики как науки. Педагогика - это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Воспитание – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание); Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания). Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием. Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности; Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное); Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: общетеоретическую, прогностическую и практическую. Функции педагогической науки. Функции педагогической науки, несомненно, определены ее предметом. Имеется в виду определение теоретических и технологических задач, поставленных в процессе выявления принципов и закономерностей педагогической деятельности. Это теоретическая и технологическая функции, которые педагогика осуществляет в ограниченном виде. Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы. Прогностическая функция педагогики заключается в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание устремлено в будущее. Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Категориями науки называется её предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие сущность данной науки, её устоявшиеся, типичные формы отражения действительности. В любой науке категории выполняют системообразующую функцию. Базовыми категориями педагогики является развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогического взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс. Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования. Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д. Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и тем самым производить реальные преобразования не только в познавательной или эмоциональной, но и в личностной сфере.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |