КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология педагогической науки. Методология - система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теорииМетодология - система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах научных подходов и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность; учение об исходных (базовых) положениях, структуре, функциях и методах педагогического исследования, о познании и преобразовании педагогической действительности. В структуре методологического знания выделяют четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень — общенаучная методология — представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин. Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Четвертый уровень — технологическая методология — составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Методы: 1.Общенаучные методы исследования: анализ и синтез; индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному); сравнение; аналогия; классификация; экстраполяция (перенос одной части явления на др.); абстрагирование. 2.Методы педагогического исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, эксперимент. 3.Методы математической обработки: шкалирование, ранжирование и т.д. Используются для количественного анализа полученного в процессе исследования фактического материала. Общенаучные методы исследования: Классификационный анализ – позволяет систематизировать и классифицировать явления на уровне сходства и повторяемости. Анализ отношений. Этот метод анализа отношений предполагает исследование взаимоотношений между различными сторонами процесса или явления. Казуальный анализ. При казуальном анализе важным является определение причинных связей между процессами и явлениями. Диалектический анализ – определяется тем, что явление рассматривается во всеобщих взаимосвязях и развитии, и изучение анализа приводит к пониманию действительности как целого. Индукция. Такой метод, при котором происходит систематизация научных знаний, полученных в результате опытных практических действий. Эмпирическое научное знание приводит в итоге к теоретическому знанию, что представляет собой определение общих положений из известных частных мнений, полученных также в результате опытных практических действий, т. е. путь исследования от частного к общему. Дедукция. Такой метод исследования, при котором выделяется определение одного главного положения из существующих нескольких положений. Данные положения и утверждения принимаются учеными как истинные, основанные на принципах закономерности и последовательности, т. е. это путь исследования от общего к частному, процесс логического вывода. Методы педагогического исследования. Наблюдение представляет собой восприятие какого-либо педагогического процесса, в результате которого педагог имеет возможность работать с практическим материалом. В данном случае необходимо вести определенные записи наблюдений, которые состоят из определенных этапов. Этапы наблюдения: 1) Определение задач и целей; 2) Выбор объекта, предмета и ситуации; 3) Выбор способа наблюдения; 4) Выбор способов регистрации наблюдаемого; 5) Обработка полученной информации. Методы опроса – беседа, интервью, анкетирование. Беседа является дополнительным методом исследования, который используется с целью выявления и получения необходимой информации, оказавшейся недостаточной при наблюдении. Анкетирование – это метод массового сбора информации с применением различных тестов. Информация, полученная после обработки тестов, позволяет получить необходимую информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков. Эксперимент – это специально созданная проверка любого метода педагогического исследования с целью определения педагогической продуктивности исследования. Эксперимент играет особую роль в педагогических исследованиях. 1. Исследование причинно-следственных связей в педагогических процессах. 2. Моделирование педагогических процессов и условий его протекания. 3. Активное влияние ученого на педагогический процесс. 4. Определение обратной связи, итогов педагогического влияния. 5. Повторяемость педагогических явлений и процессов. Виды эксперимента: 1. Констатирующий эксперимент – цель - выявление исходного состояния объектов исследования; используется диагностические методы исследования. 2. Формирующий эксперимент – цель - выявить эффективность нового педагогического метода, приема, содержания средства. 3. Контрольный эксперимент – цель - проверка повторяемости результатов контрольного эксперимента. Этапы эксперимента. 1. Теоретический этап, определяющий суть проблемы, цели, объект, его задачи и гипотезы. 2. Методический этап – это этап формирования методики исследования и ее плана. 3. Собственно эксперимент, что означает проведение серии опытов с процессом создания экспериментальных явлений, процесс наблюдения, а также управление практическим опытом и выявление уровня реакций испытуемых. 4. Аналитический этап представляет собой анализ количественного и качественного результатов. Методы математической обработки. 1. Регистрация – подразумевается подсчет определенных качеств у каждого члена группы и подсчет количества тех, у кого данное качество отсутствует. 2. Ранжирование – предполагает расположение имеющихся информационных данных в определенной последовательности с учетом определения места в этом ряду каждого из исследуемых. 3. Шкалирование – это введение цифровых данных в результативную оценку отдельных сторон педагогических процессов.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |