Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные стандарты




Содержание профессионального образования.

Содержание образования – это заданный стандартами уровень усвоения культурного опыта (система знаний о мире, опыт овладения способами деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально - ценностного отношения к миру).

СПО раскрыто в госстандартах, в учебном плане образовательного учреждения, в учебных программах по предметам, календарно-тематическом планировании, поурочных планах.

Под содержание образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

Общие принципы формирования содержания образования

1. Гуманистичности, обеспечивающей приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности.

2. Научности, проявляющейся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса.

3. Последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него.

4. Историзма, означающего воспроизведение в школьных курсах истории развития той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых.

5. Систематичности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры.

6. Связи с жизнью как способа проверки действенности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой.

7. Соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности учащихся, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения.

8. Доступности, определяемой структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Способы построения содержания образования:

1. линейный - содержание образования разворачивается от простого к сложному, при этом обеспечиваетсяся взаимосвязь тем, а также требуется осуществление межпредметных связей.

2.концентрический - преподавание предмета разделено на 2 этапа: программа изучается в полном объеме; программа в концентрированном виде изучается вновь за короткий промежуток t, на высоком уровне сложности (история в школе).

3.центрический - программы выстраиваются на основе определенных тем.

4.спиралевидная, - темы разнопредметные, связываются между собой в виде спирали.

Принято выделять три основных уровня формирования содержания образования, представляющих собой определенную иерархию в его проектировании: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала.

Учебный план - документ, в котором отражается состав и структура учебных дисциплин, порядок их изучения по годам, семестрам, формы организации обучения и контроля, количество часов. Состоит из 3 компонентов: федеральный, национый – региональный, дисциплины и курсы по выбору.

Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит отражение в учебном плане школы. В практике общего среднего образования используется несколько типов учебных планов: базисный, типовой и учебный план школы.

Базисный учебный план - документ, в котором отражается состав и структура учебных дисциплин, порядок их изучения по годам, семестрам, формы организации обучения и контроля, количество часов. Состоит из 3 компонентов: федеральный, национально – региональный, дисциплины и курсы по выбору.

Базисный учебный план общеобразовательной школы - это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Учебный план общеобразовательной средней школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана.

Учебный предмет и учебная программа. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных курсах (дисциплинах).

Учебный предмет - это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда,производства.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

 

Образовательные стандарты – это цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В Российской Федерации они введены по Закону об образовании. Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Стандарт ВПО по специальности «ПО (дизайн)», его основные компоненты:

1.Общая характеристика специальности проф. обучение (дизайн) (указывается квалификация выпускника, знания, которымими должен владеть, виды деятельностии, которыее должен освоить, возможности продолжения образования)

2. Требования к уровню подготовки абитуриента

3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности проф. обучение (дизайн)

4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки педагога ПО по специальности.

1) Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1600): Федеральный компонент (не менее 1120) – иностранный язык физическая культура, отечественная история, культурология, политология, правоведение, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика. Национально – региональный компонент (до 240, по выбору) – чувашский язык

2)Общие математические и естественнонаучные дисциплины (700):

Федеральный компонент (не менее 560) – математика и информатика, КСЕ, экология. Национо-региональный комполнент (до 70, по выбору)

3)Общепрофессиональные дисциплины (1560):

Федеральный компонент (не менее 1250) – введение в профессионально педагогическую специальность, возрастная физиология и психофизиология, общая психология, психология проф. обр-я, история педагогики и философия образования, общая и проф. педагогика, пед. технологии, методика воспитатательной работы, МПО, БЖД, прикладная экономика. Национо регионый компонент (до 156, по выбору)

4)Дисциплины отраслевой подготовки (4510):

Федеральный компонент (2400) – инженер. графика с осн. проектирования, компьютерная графика, история искусств, история и теория дизайна, рисунок, живопись, пластическая анатомия, маркетинг, общ. материаловедение, формообразование, проектирование.

5) Факультативы

5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности.

6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы полготовки выпускника по специальности (к разработке образовательной программы, к кадровому обеспечению, к учебно-методическому обеспечению, к материально-техническому обеспечению, к организации практики).

7. Требования к уровню подготовки выпускника

8. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

 

 

13. Учебная программа – форма фиксации содержания учебного предмета.

Учебная программа - нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

Структура учебной программы состоит из:

1. Пояснительная записка - указывается предназначение программы (для какого учебного заведения), продолжительность программы, цели, воспитательные и образовательные задачи, также задачи развития, которые будут решены в процессе обучения, особенности организации учебного процесса, специфика программы, связи с другими предметами, с производственной практикой и пути реализации этих связей преподавателем, даются рекомендации по использованию различных форм организации сам. раб. учащихся.

2. Собственное содержание программы – состоящее из разделов и тем (темы должны быть представлены кратко).

3. Примерное тематическое планирование

4. Ожидаемые результаты и способы их оценивания

5. Тематика курсовых и дипломных работ

6. Вопросы для контроля

7. Список литературы

Программа распределяет учебный материал по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Создание программы - результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. В типовой учебной программе аккумулируется историко-педагогический опыт, отражаются требования достижений педагогической и психологической наук.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.