КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи исследовательской работы
На ранних этапах формирования личности ребёнка семья играет в этом процессе определяющую роль. Но и в младшем школьном возрасте, когда к процессу воспитания присоединяется воспитательное воздействие педагогов, роль семьи всё ещё остаётся очень высока. Цель опытно-экспериментальной части нашей работы определена как: исследование особенностей формирования личности ребёнка в семьях с различным микроклиматом. В ходе исследования нами решались следующие задачи: 1) исследовать микроклимат в семьях младших школьников; 2) определить семьи с благоприятным и неблагоприятным для ребёнка микроклиматом; 3) провести исследование особенностей личности детей в семьях с различным микроклиматом; 4) определить, какой микроклимат в семье является наиболее благоприятным для формирования личности ребёнка. Работа проводилась в 3 этапа: I. Исследование микроклимата в семьях младших школьников. II. Исследование формирования личности детей в семьях с различным микроклиматом. III. Анализ полученных данных. Базой проведения исследования является МОУ Кременкульская СОШ с. Харлуши. Количество человек (N) – 14 учащихся: 1 класс - 4 человека, 2 класс – 1человек, 3 класс – 2 человека, 4 класс – 7человек). В исследовании использовались следующие методики и тесты: 1) Проективный тест В.К Лосевой «Рисунок семьи» на определение эмоционального и семейного благополучия ребёнка. Детям предлагается нарисовать свою семью и отметить последовательность рисования членов семьи. При этом не уточняется, что такое семья, кого рисовать. Время выполнения задания – 30 минут. После выполнения для получения дополнительной информации о семье задаются следующие вопросы: 1. Скажи, кто тут нарисован? Кого здесь нет? 2. Что они делают? 3. Весело им или скучно? Почему? 4. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 5. Кто из них самый несчастный? Почему? Кроме того, для решения ребёнку предлагаются 6 ситуаций: 3 из них выявляют негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные: 1. Представь себе, что твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он? 2. Представь, что у тебя есть 2 билета в цирк. С кем из семьи ты бы хотел пойти вместе? 3. Ты строишь из конструктора дом, и у тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь? 4. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 5. Если у тебя не хватает одного билета на интересный фильм, кого бы ты оставил дома? 6. Ты получил в подарок интересную игру. Вся семья села играть, но вас на одного человека больше, чем надо. Кто не будет играть? По результатам обследования дети разделены на 2 группы: - дети из семей с благоприятным микроклиматом – на рисунке отображены все члены семьи, ребёнок благожелательно отзывается о каждом из них, с удовольствием рассказывает о домочадцах. Самым счастливым ребёнок может отмечать себя, родителей. На вопрос о том, кто самый несчастный, ребёнок даёт ответы, не отражающие общего неблагополучия в семье («Бабушка - у неё опять завяли помидоры»; «Брат – ему конфеты есть не дают»; «Папа – футбольная команда, за которую он болел, проиграла» и т.д.). В оценке негативных ситуаций ребёнок не выделяет всё время одного члена семьи, свои ответы обосновывает доброжелательно («В игру не будет играть сестрёнка – она же ещё маленькая, смотреть будет»; «В гости дед не идёт – не любит он в гости ходить»; «Мама не пойдет в кино, она всегда лучше дома будет по телефону болтать, мы часто с папой ходим»). - дети из семей с неблагоприятным климатом – в рисунке отражены не все члены семьи (один родитель, нет братьев и сестёр) либо отражены вымышленные персонажи («Это мой старший брат, самый сильный, всех побьёт»; «Это моя собака, мы с ней всегда гуляем, она меня любит»). Рассказы о членах семьи бедны подробностями либо, наоборот, содержат очень много вымысла («Папа маму всегда на руках носит и цветы дарит, а она смеётся»; «Мне мама из командировки привезла живого крокодила, в ванной живёт»). В благоприятных ситуациях, предлагаемых для анализа, ребёнок выделяет одного члена семьи, не мотивируя свой выбор. В неблагоприятных ситуациях ребёнок также может выделять одного из членов семьи, комментируя свой выбор резко негативно [21].
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |