Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические ситуации 1 страница




К ситуациям, имеющим педагогическое значение, можно отнести:
1) ситуации стимулирования;
2) ситуации выбора;
3) ситуации успеха;
4) конфликтные ситуации;
5) проблемные учебные ситуации, ситуации решения проблемных учебных задач;
6) ситуации риска;
7) ситуации критики и самокритики;
8) ситуации помощи и взаимопомощи;
9) ситуации угрозы наказания;
10) ситуации самооценки;
11) ситуации общения;
12) ситуации подчинения;
13) ситуации убеждения;
14) ситуации обвинений и выдержки;
15) ситуации быстрого переключения в работе и общении;
16) ситуации соревнования и соперничества;
17) ситуации сопереживания;
18) ситуации проявления невнимания;
19) ситуации ограничения;
20) игровые ситуации;
21) ситуации ответственных решений;
22) ситуации освоения новых способов деятельности;
23) ситуации выражения веры и доверия;
24) ситуации предъявления требований;
25) тренинговые ситуации;
26) ситуация расхолаживания дисциплины и дезорганизации.

Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений
С и т у а ц и я 1
Первоклашке (в 1998 году) дали нестандартное задание:
— — В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача,
но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить.
— Моей бабушке сейчас 50 лет.
— Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс?
— Столько же, сколько и мне, 7 лет.
— Хорошо, как узнать, сколько лет прошло, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она с 7 лет в школу?
— В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1955 году.
— Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми?
2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке?
3. Какими принципами руководствовался учитель?
4. Что можно сказать об атмосфере на уроке?
5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель? Обоснуйте свой ответ.
С и т у а ц и я 2.
В 6-й «а» перевели мальчика Юру, который не успевал по русскому языку. В классе, куда он попал, русский язык преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Подросток был умным и сообразительным учеником, но с учителем русского языка в предыдущем классе отношения не сложились. И Юра стал пропускать уроки русского языка и небрежно относился к заданиям по этому предмету.
Новая учительница через несколько уроков предложила Юре заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей:
— Екатерина Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный.
— Откуда тебе известно?
— Все так говорят.
— И ты веришь в это?
— Верю...
— Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет — тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься.
Занимались они усердно целую четверть. И вот Юра получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание.
На следующий день пришла к учительнице мама Юры.
— Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку?
— Правда. Он стал лучше заниматься.
— — Екатерина Алексеевна, Вы не представляете, что у нас было вчера дома.
Прибегает Юрий из школы и с порога кричит:
— — Четверка! Четверка!
— — Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка?
— — Учительница мне поставила четверку по русскому языку.
Успех окрылил подростка. С тех пор Юрий стал усерднее учиться не только по-русскому языку. Случались, конечно, и промахи. Но по русскому языку он уже успевал и шел на уроки с интересом.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Что лежит в основе успеха Юры?
2. Дайте оценку педагогическим действиям учителя.
3. Подтверждает ли приведенный факт утверждение В. А. Сухомлинского, что ”обучение – не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения”?
4.Назовите основной механизм изменения отношения Юры к учению.
С и т у а ц и я 3
Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат…
Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию.
Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте.
Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес:
— — Не волнуйся все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь… --- Олег Иванович старался внушить подростку уверенность.
Кузин…медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария…он оказался у Западного. В классе нарастал шум.
— — Минуточку, друзья, не будем мешать человеку,–– сказал учитель. ––Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее…
Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное.
Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие…
Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо у учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим.
Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал:
— — Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер… Пойдем к карте и хорошо подумаем…
Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий и сказал:
— Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь...
— Два — Западное и Восточное, — ответил Кузин.
— Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света?
— В Восточном полушарии, — сказал Миша.
— Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти?
Как впоследствии признавался Миша, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии.
И тут Кузин заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно...
Олег Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал:
— Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, дальше больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ!
Миша, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.

В о п р ос ы и з а д а н и я

1. Опишите состояние школьника в данной ситуации.
2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником.
3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ.
4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога?
С и т у а ц и я 4.
Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает:
— Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно.
Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко.
В о п р о с ы и з а д а н и я

1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний?
2. Какие установки дает педагог?
3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?
С и т у а ц и я 5.
Пятиклассник Миша плохо запоминал стихотворения и рассказы. У доски обычно произносил две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Каждая его двойка больно отзывалась в сердце и учительницы и ученика. От ребят она узнала, что Миша очень самолюбив.
— Тогда я рискнула поиграть на его самолюбии, — рассказывала потом Мария Александровна коллегам. — После очередного вызова к доске поставила в дневник Мише тройку, сказав, что сегодня он намного лучше выучил, чем раньше, и можно было бы поставить четыре, если бы не погрешности в интонации.
Мальчик просиял и гордо пошел к своей парте.
— Назавтра я вновь вызвала Мишу к доске. И всем на удивление он отлично пересказал содержание рассказа. В журнале и дневнике появилась первая пятерка по литературе. Это была победа. Вскоре Миша стал успешно учиться и по литературе.
В о п р о с ы и з а д а н и я

1. На какие психологические и личностные особенности ученика опирался в своих решениях и действиях учитель?
2. Как следует действовать педагогу в дальнейшем?

Ситуации самооценки
С и т у а ц и я 1. Угрызения совести от поступка.
— Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама.
— Чао, мамочка. Приду в шесть. — И дочка выскочила на улицу.
Дальше Таня вспоминает:
«В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.
— Девочки, — слышу, говорит кто-то, — вы бы уступили место женщине с сумками.
— Вот еще! — резко ответили мы.
—Да, молодежь пошла...
— Ну, завели...
Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.
В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.
— Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. — На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...»
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе?
2. Что может подумать соседка о семье Тани?
3. Что значит быть воспитанным человеком?
4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?
С и т у а ц и я 2. Ценности современной молодежи.
«Раньше я была очень слабой и доброй. Я не умела ни выразиться крепко, ни защитить себя. Сейчас я совсем другая, все меня побаиваются... Можно быть талантливым, даже трижды талантливым, но если при этом у тебя нет хоть чуть-чуть жестокости, если ты не сильная личность, то ты ломаного гроша не стоишь... Наше время — это время сильных людей, которые умеют отстоять свое место в жизни».
«Мне кажется, что я могу ответить на вопрос: почему мои сверстники не хотят особенно чего-то достигать, что-то делать, из-за чего-то стараться. Для нас не существует этого "чего-то"... Если бы мы жили в период войны, мы были бы другими. Тогда всем все было ясно — или ты честный защитник своей Родины, или ты предатель. А сейчас что защищать, кого?»

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. О чем свидетельствуют эти суждения?
2. Сравните суждения и сделайте выводы.
3. Что можно сказать о ценностных ориентациях молодежи?
4. Какие педагогические советы можно дать в первом и во втором случае?

Ситуации самокритики и самосозерцания

С и т у а ц и я 1.
Д о ч ь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком?
Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравиться мальчикам?
Д. Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и я не понимаю, почему?..
О. Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься.
Д. Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков.
О.То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться?
Д. Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой.
О. Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой?
Д. Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую.
О. Молчать, конечно, безопаснее.
Д. Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной.
О.Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься?
Д.:Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!
В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога?
2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери?
3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками.
4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?
С и т у а ц и я 2.
Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала:
—Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..

В о п р ос ы и з а д а н и я

1. Какими психологическими особеностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати?
2. Как помочь Кате в решении ее проблем?
3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?

Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении
В начале урока ученик обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь с домашним заданием. Он... (Как прореагировал и что сказал учителю?).
На следующей перемене к пострадавшему ученику подошла девочка из параллельного класса:
— Извини, пожалуйста! У нас в этом же кабинете был предыдущий урок, но я после урока должна была позвонить домой, прибежала перед звонком на урок, в спешке и прихватила твою тетрадь.
— Бывает, но в другой раз постарайся быть повнимательнее, — сказал в ответ мальчик.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. О чем говорит вам эта ситуация?
2. Какие сведения о воспитании юноши и девушки вы получаете?
3. Можно ли сказать о них, что они воспитанны? Почему?

Ситуации пренебрежения и неуважения других
Ситуация1
Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему.
Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам — на вес золота, и возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить отказ, он предложил:
— Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации?
2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации?
3. Что можно сказать о самооценке Саши?
4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя?
С и т у а ц и я 2.
В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу:
— Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался.
Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Дайте оценку поведения юноши.
2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?
3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?
4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?

Ситуация выбора профессии

Мы много спорили с подругой — какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это...
— Я точно знаю, куда не пойду: в учителя — не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок.
— Тогда тебе нужно идти работать в цирк! — воскликнула подруга и добавила, — а по мне — лишь бы получать прилично.
Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права, и, если нет призвания, надо думать о заработке?
В о п р ос ы и з а д а н и я
1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек?
2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации?
С и т у а ц и я 2.
Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот какой разговор.
Вера — маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии — одно удовольствие:
— Лекарства для ребят, — говорит она, — это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут отравиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась...
Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются:
— С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах.
— Так это же моя работа, — улыбается она. Среди выпускников — еще один будущий медик — Алла П. Она будет стоматологом.
— Алла, почему ты пошла в стоматологический?
— Марина решила, ну и я с ней.
— И как, нравится?
— Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником.
— Из университета в техникум? Но зачем?
— — Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я
— — узнала, что техник может заработать больше врача.

В о п р о с ы и з а д а н и я
1. 2. Сравните две позиции в отношении выбора профессии.
2. 3. Какими критериями оценки труда пользуются девушки?
3. 4. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека?

Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам1

— Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква «Я»! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, я научу тебя читать? Это совсем просто!»
— А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ!
— Страниц больше нет!
— Как нет?
— Мы закончили книгу!
— Совсем закончили!..
— Тогда закройте учебник... И давайте поговорим: чему он вас научил?
— Он научил чтению и письму!
— Научил родному языку... Как правильно говорить! Дал знания!
— Учил нас быть добрыми, уметь дружить!
— Любить читать... Любить книгу!
— Уважать родителей!
— Быть вежливыми!
— В нем много смешных и веселых рисунков!
— Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки!
— Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее домой, я клала ее под подушку, и она спала вместе со мной!
—А я всем показывал, и соседям тоже!
— А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! — учитель понижает голос. — Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда?
— Да, — шепчут дети.
— И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности?
— Да, — шепчут дети.
— — Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации?
2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент?
3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке?
4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта ситуация?
1 Фрагмент урока Ш. А. Амонашвили — урока прощания с букварем.

Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов

Петя (П.): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти!
Гена (Г.): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст!
Отец (О.): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, перейдем в эту комнату и поговорим? Я хотел бы вам помочь обсудить эту проблему.
Г.: Я хочу грузовичок! Дай мне! Папа, пусть он отдаст мне грузовик!
О.: Гена, ты хочешь, чтобы тебе вернули грузовик?
Г.: Но я первый его взял!
О.: Гена, ты считаешь, что грузовик должен быть у тебя, потому что ты взял его первым? Петя, ты слышал. Какое решение предлагает Гена?
П.: А что еще он может предложить? Главное для него — настоять на своем.
О.: Гена, Петя говорит, что ему не нравится твое решение, потому что в этом случае ты победишь, а он проиграет.
Г.: Хорошо, я дам ему поиграть в свои машинки, пока мне не надоест грузовик.
О.: Петя, Гена предлагает другое решение — пока он играет с грузовичком, ты можешь поиграть с его машинками.
П.: А потом он отдаст мне грузовичок?
О.: Гена, Петя может быть уверенным в том, что ты отдашь ему грузовик после того, как наиграешься?
Г.: Хорошо. Я буду играть недолго.
О. Петя, Гена говорит, что все будет нормально — он тебя не обманет.
П. Ну тогда ладно.
О. Надеюсь, теперь вы решили свою проблему, не так ли?
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте ситуацию и выявите причины конфликта.
2. Какие принципы соблюдал отец в руководстве процессом разрешения конфликта между сыновьями?
3. Какую позицию демонстрирует отец в отношении одного и другого сына? В чем она выражается?
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий

С и т у а ц и я 1.
Ребенок (плачет): Машинка, машинка! Где моя машинка?
Родитель: Тебе нужна твоя машинка, но ты не можешь ее найти?
Ребенок (бегает по комнатам, заглядывает под диван).
Родитель: Машинки там нет.
Ребенок: Где моя машинка?
Родитель: Может быть, твоя машинка в шкафу среди игрушек завалялась? Посмотри.
Ребенок (бежит к шкафу с игрушками, все разбрасывает, но машинку там не находит и опять выразительно смотрит на родителей).
Родитель (молчит и делает паузу, давая возможность ребенку проявить инициативу в поиске).
Ребенок (побежал на кухню и под столом находит свою машинку): Вот она!
Родитель: Молодец! Ты сам нашел свою машинку.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Проанализируйте каждый вариант ответа и действия родителя.
2. О каких особенностях поведения родителя и о каком характере складывающихся отношений с ребенком говорит эта ситуация?
3. Какой тип воспитания просматривается в данной ситуации?
С и т у а ц и я 2.
Эдик из мальчиков, которых называют «маменькин сынок». Мама его считала необходимым по любому поводу обращаться то к директору, то к учителям, то к родителям его одноклассников, хотя следовало разбираться только с сыном. В результате к пятнадцати годам Эдик был совершенно не приспособлен к реальной жизни, не умел разобраться в простой ситуации, постоять за себя, не понимая, что в его возрасте неприлично обращаться к маме за защитой по любому пустяку.
Как правило, причины всех его конфликтов сводились к следующему: «меня толкнули», «меня обозвали», «меня не позвали» и т. д.
В гости приехали бабушка с дедушкой, которые жили за границей и поэтому почти восемь лет не видели внука. Дед — отставной военный, в течение нескольких недель наблюдал за поведением Эдика и невестки.
После очередного инцидента дедушка решил побеседовать с внуком наедине:
— Я хочу поговорить с тобой не только об этом инциденте, а о твоей жизни в целом. Тебе уже пятнадцать лет, и ты должен понимать, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует обратиться к ней за советом, а в каком — вообще не стоит посвящать маму в свои дела. Вот, смотри, как ты эгоистичен: маму разволновал до слез, а в общем-то, можно было разобраться и без нее.
И еще. Ты понимаешь, что мама не всегда будет рядом, и ты должен уметь сам себя защитить, сам отстоять свои интересы, сам проанализировать происшедшее и будущее. Ну вот сегодня, если ты считал, что прав, то почему сам не обратился к учителю с просьбой объяснить, за что тебе снизили оценку? А ты выставил вперед маму, нажаловался маме на учительницу. Ведь ты уже достаточно взрослый человек, чтобы любую свою просьбу, претензию, вопрос высказать самому.
Тебе придется в жизни решать очень сложные задачи: уметь рассудить других людей, уметь самому защитить свою честь, честь своей семьи, уметь встать на пути хулигана, отстоять честь своей девушки, уметь защищать Родину. И учиться всему этому нужно сейчас.
Вот неделю назад я слышал твой с мамой разговор про конфликт с одноклассником. Ты говорил, что твой товарищ не прав. Но как ты отреагировал на это: стал плеваться, царапаться, побежал за мамой...
Это мама уже должна в тебе видеть защиту, своего помощника. А ты ведешь себя как младенец!
Давай договоримся, что если вдруг что-нибудь случится, то ты маму не беспокоишь, а придешь посоветоваться со мной, мы вместе сначала подумаем, как лучше поступить.
И еще одно условие, ты юноша и давай воспитывай волю — все делать и решать самому. Воспитывай характер! Ведь ты внук боевого офицера! Если будет трудно, я тебе всегда помогу. Договорились?
Ну, пойдем ужинать, мама с бабушкой нас заждались.
В о п р о с ы и з а д а н ия
1. Дайте характеристику типа семейных отношений, сложившихся между мамой и сыном.
2. Каков стиль воспитания у мамы и у дедушки?
3. В чем вы видите сложности семейного воспитания?
4. Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?
С и т у а ц и я 3.
Игорю — 15 лет. Он жил с матерью, которую осудили за преступление и посадили в тюрьму. Мальчик тяжело переживал эту трагедию, замкнулся, перестал общаться с друзьями. Ему, с его еще не окрепшей душой, выпало непосильное испытание — необходимость разрешить сложнейшие задачи — определить свое отношение к матери и подумать, как жить дальше самому.
Понимая состояние юноши, дядя Толя, дальний родственник матери, приехавший в гости к Игорю, узнав о трагедии семьи, решил с ним побеседовать:
— Видишь ли, Игорь, положение твое нелегкое, не спорю. Трудно жить без отца, а теперь и без матери, когда их просто нет: они умерли или погибли, прожив неполную по времени, но честную, достойную жизнь. Гораздо сложнее дела обстоят у тебя. Матери и отца нет, но их поступки постоянно преследуют тебя в жизни. Для этого надо иметь большее мужество. И я уверен: у тебя это мужество есть.
Ты не отвечаешь за то, что сделали твои родители. Твоей вины в этом нет. С ними случилось большое несчастье, в котором виноваты они сами, и больше никто. Ты же должен знать об одной своей крайне важной гражданской задаче, и это знание обязательно придаст тебе силы и уверенности. Мама твоя очень виновата перед людьми и перед тобой. И за свою вину она справедливо и сурово наказана. Когда мама вернется, ты будешь совершенно взрослым, самостоятельным человеком. У тебя к тому времени, скорее всего, будет своя семья, свои дети. Так вот, в то время, когда ты будешь сильным и независимым, ты, и только ты, запомни это, Игорь, можешь и будешь обязан помочь матери встать на ноги.
— — Я?! — изумился юноша.
— А кто же, если не ты? — продолжал дядя Толя. — Ты у матери один. Только в тебе она будет видеть источник своего возрождения, только в тебе будет ее надежда. И очень важно, чтобы душа твоя не огрубела, чтобы ты не забыл, что родители дали тебе жизнь и вырастили тебя, что родителей не выбирают, от них не отрекаются, когда они в беде. А сейчас тебе нужно выстоять во имя себя и твоей мамы, во имя той девушки, которая будет твоей женой и матерью твоих детей. А выстоять — значит, самому жить достойно.
В о п р о с ы и з а д а н и я
1. Опишите переживания мальчика.
2. Мужество, проявленное человеком на войне и в борьбе с жизненными трудностями, — одно и то же?
3. Какой воспитательный прием применил дядя Толя?
4. В чем педагогическая ценность такой помощи со стороны дяди Толи? Как вы думаете, она своевременна?
5. Как может отреагировать мальчик на слова дяди Толи?
С и т у а ц и я 4.
Идет урок. Решая задачу, восемь учеников класса прибегли к одному способу, пятнадцать учеников выбрали другой, четверо пошли оптимальным путем. Учитель, однако, не спешит ставить точки над «и». Он предлагает преобразовать задачу на новый лад, при этом поощряя активность каждого ученика. Учитель и с оценками не торопится, как это бывает, — он больше всего озабочен работой мысли учеников, занят доброжелательным разбором не только всех способов решения задачи, но и ошибок отдельных учеников, поощрением все новых и новых самостоятельных поисков. Для него и его учеников (он их к этому приучает) самая большая радость и награда — радостный вскрик: «Я понял! Можно еще и так решить...»
В о п р о сы и з а д а н и я
1. Каков стиль обучения на уроке?
2. Что служит критерием успеха на уроке?
3. Какие педагогические задачи ставились и решались на уроке?
4. Что больше всего беспокоит учителя? Что радует?
5. Что делает педагог, чтобы обучение обеспечивало развитие учащихся?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.