Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы педагогический процесс




 

 

Методы учебного процесса представляют собой действия педагога и учащегося, посредством которых передается и воспринимается содержание.

Средства учебного процесса — это материализованные предметные способы работы с содержанием, используемые наряду с методами.

Существуют следующие средства и методы педагогического воздействия на личность:

1. Убеждение — воздействие на разум, чувства и волю с целью формирования желаемых качеств. К видам убеждения относятся: доказательство, внушение или их комбинация. Доказательство обращено к разуму и требует логики и цепочки аргументации. При обращении к чувствам требуется внушение.

Приемы убеждения: беседа, лекция, диспут.

Существуют следующие средства убеждения: высокий авторитет педагога; искренность, доступность и конкретность убеждения; опора на жизненный опыт воспитанников; сочетание убеждения и практического убеждения; учет возрастных и индивидуальных особенностей.

2. Упражнение — планомерно организованное выполнение различных действий, практических дел для формирования и развития личности. Виды упражнений: приучение — упражнение для выработки хороших привычек; упражнение в полезной деятельности для выработки привычек в труде и общении; режимные упражнения, когда оптимальный режим, хорошо организованный процесс обеспечивают синхронизацию психофизиологических реакций с внешними требованиями.

З. Обучение, методы которого зависят от доминирующих средств обучения: словесные, наглядные, практические. В зависимости от дидактических задач методы классифицируются на: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений, навыков. В зависимости от способов усвоения методы обучения классифицируют на: объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); репродуктивный метод.

Оба эти метода объединяются в группу репродуктивных методов, они базируются на воспроизведении и повторении способа действия по образцу (например, есть наблюдение, что иностранное слово должно встретиться за определенный промежуток времени не менее 20 раз, чтобы быть усвоенным). Репродуктивные методы формируют основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. п.), но не развивают творчество. Продуктивные методы направлены на формирование творческого мышления, развитие креативности: быстроты ориентировки в меняющихся обстоятельствах, умения видеть проблему, не бояться новизны, оригинальности и продуктивности мышления, изобретательности, интуиции и т. п. К группе продуктивных методов относятся: метод проблемного изложения (близок к продуктивной группе, но скорее переходный метод); частично-поисковый (эвристичёский) метод; исследовательский метод. Условием для функционирования продуктивных методов является наличие проблемы, т. е. противоречия между целями и средствами, ресурсами и т. п. Проблема не должна быть известна учащемуся. По сути, это психическое состояние интеллектуального затруднения.

Этапы реализации проблемного метода: 1) создание проблемной ситуации; 2) анализ проблемой задачи; 3) выдвижение и проверка гипотез (решение задач); 4) проверка решения проблемы.

Если все 4 этапа решения проблемной задачи излагает педагог, то это изложение называется проблемным, если учащийся — речь идет об исследовательском методе.

Продуктивные методы прогрессивны, но не всегда возможны в использовании, трудоемки.

Методами стимулирования педагогического процесса являются: соревнование, поощрение (сигнал о состоявшемся самоутверждении), наказание. Поощрение не должно обесцениваться, причем стимулы должны учитывать особенности личности.

Наказание обычно вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта, оно должно вызывать потребность изменить поведение. Некоторые правила наказания:

• нельзя наказывать за неумышленные поступки,

• нельзя наказывать без достаточных оснований (лучше простить 10 виновных, чем наказать 1 невиновного),

• сочетать наказание с убеждением и другими методам воспитания,

• строго соблюдать педагогический такт,

• опираться на понимание и поддержку общественного мнения,

• учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанника.

Под формой организации учебной деятельности следует понимать специально организованную деятельность учителя и учащегося, которая осуществляется по установленному порядку и в определенном режиме.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.