КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 16. Сравнительный анализ психики человека и животных
Вопрос 15.Самосознание личности Самосознание - это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка. Ведущая функция самосознания – этосаморегуляция поведения личности. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений представляет психологическую основу поведения личности. Человек в своём поведении может себе позволить ровно столько, насколько он знает себя. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит своё выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта. Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Механизмы самосознания: 1) способность к осознанию психических явлений. Эта способность составляет саму возможность осознания человеком своих психических процессов, переживаемых психических состояний, психических свойств и качеств(формируется в течение первого года жизни и развивается впоследствии) Представление о своём имени, Представления о своём теле, Притязание на признание, Половая идентификация, Психологическое время личности, Социальное пространство личности 2) Основным механизмом формирования собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации Критерии самосознания: 1. выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); 2. осознание своей активности – "Я управляю собой"; 3. осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество"); 4. моральная оценка себя, наличие рефлексии – осознание своего внутреннего опыта структура самосознания: В структуре самосознания принято выделять: «Я»-реальное, т.е. совокупность представлений о себе в настоящем, «Я»-идеальное – т.е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т.е. совокупность представлений о своём прошлом «Я», «Я»-будущее, т.е. совокупность представлений о себе в будущем. психика — это субъективное отражение объективного мира.
Отличия: Основное отличие человеческой психики от животной - сознательная целенаправленность психических проявлений. 1) Животное может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая. 2) Животные способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно животное не может создать орудия труда. Человек же создаёт орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. В отличие от человека животные не живут в мире постоянных вещей, не выполняют коллективных действий. 3) И животное и человек имеют в своём арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определённого типа раздражитель. Но только человек присваивает общественный опыт. У человека развиваются высшие, собственно человеческие, функции (произвольная память, произвольное внимание, абстрактное мышление). 4) Различие в чувствах. В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключён способ наиболее адекватного отражения действительности. Только в человеке может быть заключена развитая способность сопереживать горе и радость другого человека.
Важнейшие отличия психики человека от психики животного заключаются в условиях их развития. Развитие собственно человеческой психики, человеческого сознания подчиняется законам общественно-исторического развития, развитие психики представителей животного мира шло по законам биологической эволюции.
Обезьяна в любых условиях будет проявлять себя как обезьяна, а человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей.
Вопрос 17. Я-концепция личности: понятие, структура, виды Я-концепция личности - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью. Структура Я-концепции: Я-реальное - образ, каким представляет человек себя в данный момент. Я-идеальное – сверх -Я; идеальный образ, каким представляет себя человек в будущем в результате самовоспитания и самообразования. Я-зеркальное- это как человек видит то, как его видят другие люди, и так далее. Я-реальное имеет три компонента: 1) когнитивный; 2) оценочный; 3) поведенческий Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает (кто я на самом деле). Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится (что я в себе ценю?). Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает(определяет стиль поведения в зависимости от 1 и 2) Вопрос 18. Механизмы защитного поведения: виды, функции. Защитный механизм поведения— понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления. Фрейд выделял семь защитных механизмов: 1. Подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности; 2. Отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 3. Рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний; 4. Инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5. Проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т. е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю"; 6. Изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к раздельности, раздвоенности личности, к неполному "Я"; 7. Регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребёнка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |