Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отрасль в системе российского права




Финансовая система Российской Федерации

 

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий необходимо выделить, прежде всего, развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

В то же время, общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система как экономическая категория представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве[10].

Необходимо иметь в виду, что в учебной и научной литературе

термин «финансовая система» рассматривается и как система финансовых органов [11] и представляет собой в данном случае совокупность специальных органов исполнительной власти государства и местного самоуправления, основной целью создания и существования которых является управление финансами для создания необходимых условий функционирования государства и местного самоуправления, для решения различных вопросов развития общества, в котором действуют товарно-денежные отношения.

Таким образом, финансовая система рассматривается в двух смыслах: как экономическая категория и как категория управленческая. Думается, что во втором случае правильнее говорить о совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность, так как подмена понятий (финансов органами) ведет к неточности и неясности предмета изучения.

Необходимо отметить, что понятие «финансовая система» относительно динамичное. Его содержание менялось и уточнялось в связи с изменением общественного строя в России, а также по мере развития финансовой науки.

Так, за последние 20 лет в финансовой системе Российской Федерации произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения и взаимодействия. В связи с этим рассмотрим мнения различных ученых по поводу трактовки финансовой системы как экономической категории, а также определения ее состава.

Итак, Н.И. Химичева под финансовой системой в экономическом аспекте предлагает понимать внутреннее строение финансов, совокупность входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды – бюджетные, внебюджетные и т.д.

На современном этапе в финансовую систему Российской Федерации, по мнению данного автора, входят:

1) бюджетная система, состоящая из государственных бюджетов (федерального и бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов муниципальных образований;

2) внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;

3) финансы предприятий, организаций, учреждений;

4) финансы страхования;

5) кредит (государственный, муниципальный, банковский)[12].

По мнению А.М. Ковалевой финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: 1) государственный бюджет; 2) внебюджетные фонды; 3) государственный кредит; 4) фонды страхования; 5) фондовый рынок; 6) финансы предприятий различных форм собственности[13].

В.Б. Алексеев характеризует финансовую систему как совокупность финансовых институтов в их взаимодействии, в которую входят:

1) бюджетная система, состоящая из федеральных, региональных и местных бюджетов;

2) государственные внебюджетные фонды, состоящие из бюджетов:

· Пенсионного фонда РФ;

· Фонда социального страхования РФ;

· Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

3) бюджет территориальных государственных внебюджетных фондов – обязательного медицинского страхования;

4) финансы предприятий, организаций, отраслей народного хозяйства;

5) кредит – состоящий из государственного (т.е. добровольного платежа физических и юридических лиц государству на приобретение ценных бумаг, государственных займов, лотерейных билетов) и банковского кредита (где мобилизация денежных средств всей банковской системы используется как ресурс для кредитования добровольного вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, так и для расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях);

6) негосударственные фонды (федеральные, региональные), состоящие из фондов пенсионных, страховых, банковских и других общественных организаций, а также иных юридических лиц[14].

Ю.И. Шуплецова отмечает, что финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты: 1) бюджетная система; 2) внебюджетные фонды; 3) финансы организаций; 4) фонды страхования; 5) государственный и банковский кредит[15].

В настоящее время большинство ученых включают в финансовую систему (с некоторыми вариациями) следующие относительно самостоятельные сферы и звенья:

1) централизованные финансы:

- бюджетные фонды;

- государственный и муниципальный кредиты;

- государственные внебюджетные фонды;

2) децентрализованные финансы:

- финансы организаций;

- финансы домашних хозяйств[16].

Ю.А. Крохина характеризует финансовую систему государства как систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Названные особенности лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых отношений. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время, по мнению данного автора, финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

1) бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

2) внебюджетные государственные фонды;

3) кредит (государственный и муниципальный);

4) обязательное государственное страхование;

5) финансы предприятий различных форм собственности, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства[17].

Наконец, Е.Ю. Грачева под финансовой системой Российской Федерации предлагает понимать совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

Совокупность финансовых институтов, их взаимодействие по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств образуют финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Финансовую систему, по мнению данного автора, составляют следующие фонды денежных средств: 1) государственные финансы; 2) финансы хозяйствующих субъектов; 3) местные финансы; 4) фонды страхования; 5) кредит (государственный и банковский)[18].

Каждый институт финансовой системы подразделяется на подинституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей.

Ø Так, государственные финансы включают в себя бюджеты всех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования).

Необходимо отметить, что центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система. Это самое мобильное звено финансовой системы, на его долю приходится наибольший денежный поток в стране.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации[19] от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (далее – БК РФ) «бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». К бюджетам бюджетной системы РФ относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты (в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений) (ст.10 БК РФ).

Денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, входящие в состав бюджетной системы РФ, необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Кроме этого, они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления.

Частью средств федерального бюджета являются формируемые в нем фонды резервного назначения (гл.13.2 БК РФ). Так, согласно ст. 96.9 БК РФ резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета.

Средствами бюджетной системы выступают в основном налоги и иные обязательные платежи организаций и физических лиц. Для привлечения средств используется также внутригосударственный и внешний кредит на возвратной основе.

Таким образом, бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный фонд денежных средств является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.

Важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Особое внимание на бюджет как основной финансовый план государства обращает Конституция РФ, согласно которой федеральный бюджет относится к исключительной компетенции Российской Федерации (п. «з» ст.71). Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой РФ, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации (п. «а» ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. «а» ч.1 ст. 114). Бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований Конституция РФ также отводит определенные нормы.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для материального обеспечения строго определенных публичных мероприятий.

Обособленные от бюджета фонды имеют строго целевое назначение для привлечения дополнительных ресурсов в приоритетные отрасли экономики, развития проблемных отраслей инфраструктуры, выполнения социальных программ. Отдельные полномочия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему.

Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение).

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения обязательных платежей юридических и физических лиц, а также из добровольных перечислений.

Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетов[20].

Необходимо отметить, что внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды [21] – новое звено финансовой системы России, появившееся в начале 1990-х гг. Их появление связано со специальными расходами органов исполнительной власти для финансирования важных социальных и экономических мероприятий государства, так как через государственный бюджет не всегда удавалось проводить те или иные программы. Первый государственный внебюджетный фонд в России – Пенсионный фонд РСФСР – был создан постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР»[22].

Государственные внебюджетные фонды создавались как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Муниципальные образования также могли создавать свои целевые фонды.

В настоящее время, согласно ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (бюджет муниципального образования (местный бюджет)), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды можно классифицировать на: экономические и социальные. Бюджетный кодекс РФ определяет правовые основы деятельности именно социальных государственных внебюджетных фондов [23], а именно: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.

Правовой статус данных фондов, порядок формирования доходов и использования поступающих средств закреплены в гл. 17 БК РФ и иных нормативных правовых актах.

Согласно ст. 144 БК РФ в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются: бюджет Пенсионного фонда РФ; бюджет Фонда социального страхования РФ; бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Цели создания социальных государственных внебюджетных фондов вытекают из положений Конституции РФ. Так, например, согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст.41 Основного закона каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными целями создания социальных государственных внебюджетных фондов являются:

· реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту;

· социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

· охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Ø Институт финансов хозяйствующих субъектов объединяет такие децентрализованные фонды, как финансы предприятий, организаций, функционирующих на коммерческой основе; финансы учреждений и некоммерческих организаций; финансы общественных организаций.

Финансы предприятий, организаций, учреждений являются самостоятельным звеном финансовой системы и представляют собой обо­собленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении на­званных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач.Для современных условий характерно много­образие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются финансы коммерческих и некоммерческих организаций[24].

Коммерческие организации, в отличие от некоммерческих организаций, преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Необходимо отметить, что финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) – исходное звено, основа всей финан­совой системы, поскольку они непосредственно связаны с матери­альным производством, в процессе которого создается националь­ным доход, затем распределяемый и перераспределяемый посред­ством финансовой системы. В своем материальном выражении – это обособленные денежные фонды различного назначения, созда­ваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, со­здаваемые на основе сотрудничества и объединения средств оте­чественных и иностранных хозяйственных организаций, акционерных обществ. Такие предприятия владеют имуществом, находящимся в общем распоря­жении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере матери­ального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринима­тельской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанков­ские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осущест­вляющие свою деятельность на коммерческой основе[25].

Ø Местные финансы как самостоятельный институт финансовой системы включают в себя средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые ресурсы. Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[26] (в ред. 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) (далее – Федеральный закон №131–ФЗ), а также другими нормативными правовыми актами.

Ø Страхование может быть охарактеризовано как экономическая категория и как категория правовая.

Так, страхование в экономическом аспекте представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и отдельных его членов.

С материальной точки зрения страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствий и других непредвиденных обстоятельств[27].

В Законе РФ от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[28] (ред. от 28.06.2013) закреплено понятие страхования в правовом аспекте. Так, согласно ст. 2 страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.

 

Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

 

 

Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования (ст.3).

 

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования подразделяются, по видам: 1) личное страхование; 2) имущественное страхование; 3) страхование ответственности; 4) страхование предпринимательских рисков; 5) перестрахование.

Ø Институт кредитования [29] образуют: 1) банковский кредит[30]; 2) государственный (муниципальный) кредит[31].

Банковский кредит – предоставление банками собственных или привлеченных средств во временное пользование на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процента[32].

Как экономическая категория банковский кредит [33] – это одна из форм движения ссудного капитала, при которой временно свободные денежные средства государства, муниципальных образований, юридических и физических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются хозяйствующим субъектам (а также гражданам) на условиях возвратности.

В процессе осуществления банковской деятельности, в том числе и банковского кредитования, кредитные организации образуют множество фондов денежных средств, которые, по мнению большинства ученых, занимающихся проблемами финансового права, включаются в финансовую систему России. Однако имеет место быть и иная точка зрения, согласно которой банковская система кредитования не входит в финансовую систему Российской Федерации. Как справедливо отмечает Н.И. Химичева, данная позиция вряд ли приемлема. Исключать фонды денежных средств кредитных организаций из финансовой системы общества даже при ликвидации государственной монополии в сфере банковской деятельности необоснованно, так как данные фонды кредитных организаций обеспечивают сбалансированное движение соответствующих денежных потоков в процессе воспроизводства общественного продукта. Необходимо учитывать при этом и фонды денежных средств Центрального банка РФ и других кредитных организаций, функционирующих на праве государственной или муниципальной собственности, которые включаются соответственно в государственные или местные финансы.

Под государственным кредитом понимают, прежде всего, отношения, приводящие к образованию государственного долга. Согласно ст. 97 БК РФ «к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса».

Наукой финансового права государственный (муниципальный) кредит и государ­ственный (муниципальный) долг всегда рассматривались как взаимозависимые яв­ления. Публичный кредит и публичный долг следует рассматривать в аспекте таких философских категорий, как «причина» и «следствие». Государственный долг (муниципальный долг) – результат функционирования государственного кредита (муниципального кредита) и одно из его юридических последствий.

Государственный (муниципальный) кредит является составной частью финансовой системы РФ. На­ряду с другими способами он используется для привлечения дополнительных де­нежных средств в распоряжение государства (муниципальных образований) и решения различных финансовых проблем.

Как экономи­ческая категория государственный (муниципальный) кредит представляет собой систему экономических денежных отношений, возникающих в связи с привлечением госу­дарством и муниципальными образованиями на добровольных и платных началах для временного использования свободных денежных средств организаций и физических лиц в целях формирования ссудного фонда[34].

Вместе с тем государственный (муниципальный) кредит является самостоятельным институтом финансового права и комплексным институтом законодательства.

Как правовая категория государственный кредит – это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физи­ческих лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмезд­ности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключается в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это, именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государственных займов, предоставления гарантий и т.д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм[35].

Необходимо отметить, что в настоящее время легального определения государственного (муниципального) кредита в законодательстве Российской Федерации не закреплено. Однако Бюджетный кодекс РФ содержит определение бюджетного кредита. Так, согласно ст. 6 БК РФ «бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах». Ранее бюджетный кредит рассматривался в качестве одной из ключевых форм как государственного, так и муниципального кредита.

Все звенья (институты) финансовой системы можно сгруппировать в подсистемы. Так, в зависимости от формы собственности выделяют государственные, муниципальные и частные финансы (иначе – финансы государственные, муниципальные и субъектов хозяйствования), или более обобщенно – публичные и частные финансы [36].

Всвое времяфранцузский ученый П.М. Годме отметил следующее: «…Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти…».

Отличия частных финансов от публичных он видел в следующем:

§ Государство (публичная власть) вправе в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. У частных же лиц такая возможность отсутствует, потому они могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства.

§ Денежная система[37], связанная с публичными финансами, в большей мере управляется государством и не зависит от воли частного лица, распоряжающегося своими финансами.

§ Публичные финансы направлены на обеспечение так называемого общего интереса, частные – на получение прибыли.

§ Размеры частных финансов намного меньше размеров финансов публичных[38].

Необходимо констатировать, что каждое из звеньев финансовой системы концентрирует определенные финансовые отношения, в рамках которых формируются и используются соответствующие виды денежных фондов (ресурсов) в целях удовлетворения различных общественных потребностей. Эти фонды могут быть:

· централизованными;

· децентрализованными;

· общего назначения;

· целевого назначения [39].

Так, централизованные денежные средствав определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

Иными словами, к централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующего субъекта. К ним относятся, прежде всего, все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственных внебюджетных фондах, средства государственного страхования (имущественного и личного), кредита (государственного и банковского).

В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, сборов, пошлин, эмиссии денег и т.д.

К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей в соответствии с предназначением названных субъектов и в их масштабах.

Финансовые отношения предприятий обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей предприятия самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные фонды (Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и др.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

 

1. Что означает термин «finansia»?

2. Дайте определение понятия «финансы» в материальном, экономическом и правовом аспектах.

3. Каковы основные признаки финансов и предпосылки их возникновения?

4. Какова, по Вашему мнению, взаимосвязь государства и финансов?

5. На Ваш взгляд, какую роль играют финансы на современном этапе экономического развития нашего государства?

6. В чем сущность распределительной функции финансов?

7. В чем заключается контрольная функция финансов?

8. На Ваш взгляд, все ли денежные отношения, существующие в обществе, охватывает понятие «финансы»?

9. Чем различаются понятия «деньги» и «финансы»? Какая связь между ними существует?

10. Сформулируйте понятия следующих терминов: «финансы Российской Федерации», «финансы субъекта Российской Федерации», «местные (муниципальные) финансы».

11. В чем различие между государственными и частными финансами?

12. Что понимается под финансовым рынком?

13. Что понимается под термином «финансовая система» в экономическом аспекте?

14. По Вашему мнению, целесообразно ли рассматривать термин «финансовая система» в качестве управленческой категории? Свой ответ обоснуйте.

15. Какие элементы (звенья, институты) входят в состав финансовой системы на современном этапе развития нашего государства?

16. Какой элемент, на Ваш взгляд, занимает центральное место в финансовой системе Российской Федерации? Свой ответ обоснуйте.

17. Определите понятие бюджетной системы Российской Федерации. Раскройте ее структуру.

18. Назовите особенности внебюджетных фондов как составной части финансовой системы России? Для каких целей они предназначены?

19. В чем заключается различие между государственными внебюджетными фондами и федеральным бюджетом?

20. В чем отличие целевых бюджетных фондов от целевых внебюджетных фондов?

21. Перечислите социальные внебюджетные фонды. Каково их значение?

22. Дайте характеристику Пенсионного фонда РФ.

23. Дайте характеристику Фонда социального страхования РФ.

24. Дайте характеристикуФедерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Выделите особенности их деятельности.

25. Дайте определение понятия «финансы предприятий, организаций, учреждений». Каковы их особенности как одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации?

26. Какова роль финансов предприятий?

27. Определите понятие кредита.

28. Сформулируйте понятие государственного (муниципального) кредита в экономическом и правовом аспектах.

29. Чем, по Вашему мнению, обусловлена необходимость использования государственного (муниципального) кредита?

30. Как соотносятся понятия «государственный кредит», «муниципальный кредит», «бюджетный кредит», «банковский кредит»?

31. Определите понятия государственного и муниципального долга?

32. Существует ли, на Ваш взгляд, взаимосвязь госкредита и госдолга? Свой ответ обоснуйте?

33. Дайте определение термина «страхование» в экономическом, материальном и правовом аспектах.

34. Перечислите основные функции страхования.

35. Какие формы страхования существуют в России?

36. Какие виды страхования предусмотрены законодательством Российской Федерации?

37. Охарактеризуйте виды обязательного страхования.

38. За счет каких источников формируется фонд обязательного страхования вкладов? Является ли данный фонд централизованным?

 

Рекомендуемая литература

(нормативная, учебная, научная) к теме:

Нормативная литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 (ред. от 28.06.2013) // СЗ РФ. 1996. №6. Ст. 492.

5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 года №7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 1996. №3. Ст.145.

6. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1996. №14. Ст. 1401.

7. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // СЗ РФ. 1998. №19. Ст. 2071.

8. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Федеральный закон от 24 июля 1998 года №125-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3803.

9. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ (ред. от 11.07.2011) // СЗ РФ. 1999. №29. Ст. 3686.

10. О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах: Федеральный закон от 5 августа 2000 года №118-ФЗ (ред. от 28.11.2011) // СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3341.

11. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4831.

12. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4832.

13. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) // СЗ РФ. 2001. №52 (1 ч.). Ст. 4920.

14. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 №86-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2002. №28. Ст. 2790.

15. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131–ФЗ (в ред. 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822.

16. О кредитных историях: Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №218-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 2005. №1 (Ч.1). Ст.44.

17. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон 26 апреля 2007 года №63-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. 2007. №18. Ст. 2117.

18. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ (ред. от 07.06.2013) // СЗ РФ. 2009. №30. Ст. 3738.

19. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. 2010. №49. Ст.6422.

20. Об организации страхового дела в Российской Федерации: Закон РФ от 27 ноября 1992 года №4015-1 (ред. от 28.06.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. №2. Ст. 56.

21. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 августа 1992 года №822 (ред. от 05.08.1995) // СААП. 1992. № 6. Ст. 319.

22. Вопросы Федерального фонда обязательного медицинского страхования: Указ Президента РФ от 29 июня 1998 года №729 // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3147.

23. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 сентября 2000 года №1709 // СЗ РФ. 2000. №40. Ст. 3936.

24. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 года №101 (ред. от 06.12.2012) // СААП. 1994. №8. Ст. 599.

25. Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования: Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 года № 857 (ред. от 04.02.2013) // СЗ РФ. 1998. №32. Ст. 3902.

26. Об организации Пенсионного фонда РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года №442-1 // ВСНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 415.

27. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России): Постановление ВС РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1 (ред. от 05.08.2000) // ВСНД и ВС РСФСР. 1992. №5. Ст.180.

 

 

Учебная, научная литература:

1. Алексеев В.Б. Финансовое право Российской Федерации: учеб. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2010.

2. Борисов А.Б. Большой юридический словарь. Второе издание, переработанное и дополненное. М.: Книжный мир, 2012.

3. Власов А.В. Деньги. Кредит. Банки: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2013.

4. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. 3-е изд., перераб и доп. М.: Норма, 2008.

5. Осипов С.Л. Формирование финансовых ресурсов пенсионной системы: страховые взносы и возрастные критерии / С.Л. Осипов, Е.С. Осипова // Российская юстиция. – 2011. – №1. – С. 59-62.

6. Павлов П.В. Финансовое право: учеб. пособие. 5-е изд., испр. и доп. М.: Издательство «Омега-Л», 2011.

7. Перемышленникова О.Н. К вопросу о правовой природе страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды / О.Н. Перемышленникова // Финансовое право. – 2012. – №7. – С. 36-40.

8. Финансовое право: учебник / под ред. Е.Ю. Грачевой. Москва: Проспект, 2012.

9. Финансовое право: учеб. для средних специальных учебных заведений / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2010.

10. Финансовое право в вопросах и ответах: учебное пособие / Е.Ю. Грачева, М.Ф. Ивлиева, Э.Д. Соколова; отв. ред. Е.Ю. Грачева. 2-е изд. перераб. и доп. Москва: Проспект, 2011.

11. Финансовое право России: учеб. пособие / отв. ред. М.В. Карасева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2009.

12. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд., перерб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.

13. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1998.

14. Шугуров М.В. Мировая финансовая система и инновационное развитие: международно-правовые аспекты / М.В. Шугуров // Финансовое право. – 2012. – №7. – С. 11-18.

15. Шуплецова Ю.И. Финансовое право: краткий курс лекций. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

 

2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО – САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 548; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.