Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты финансового права




И ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

3.1. Финансово-правовые нормы: общая характеристика.

3.2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды.

3.1. Финансово-правовые нормы: общая характеристика

 

Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм. Финансово-правовая норма – это простейший элемент, «клеточка» финансового права, которая обладает всеми общими чертами правовой нормы, но имеет и характерные особенности. Каждой финансово- правовой норме присущи следующие общие признаки нормы права: 1)она содержится в нормативных правовых актах и иных источниках, принимаемых компетентными органами государства, органами местного самоуправления или должностными лицами; 2) она имеет общеобязательный характер; 3) она обеспечена принудительной силой государства.

Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно самостоятельным, целостным явлением, которое имеет собственное, только ей присущее содержание, свои специфические признаки, совокупность образующих ее элементов.

Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений, т.е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Предназначение нормы финансового права для функционирования в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов обусловливает ее особенности, проявляющиеся: а) в ее содержании; б) в характере установленных в ней предписаний; в) в мерах ответственности за нарушение предусмотренных в ней правил; г) в способах защиты прав участников финансовых отношений.

Содержаниефинансово-правовых норм составляют правила

поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образо­ваний, функционирования публичных денежных фондов и сопутствующих финансовых инструментов, обеспечивающих реализацию государственных задач. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных отношений юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспе­чивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (до­ходов) государства и органов местного самоуправления, других публичных денежных фондов соответст­венно их задачам в каждый конкретный период времени, вытека­ющим из политики по социально-экономическому развитию страны.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основ­ном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Имеются также особенности юридических свойств прав и обя­занностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти осо­бенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуп­равления, организации и учреждения, компетенция которых оп­ределяется в положениях и уставах. При этом их финансово-пра­вовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Это хорошо видно на примере норм права, закрепляющих права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в области финансов. Так, ис­пользование бюджетных средств на реализацию социально-экономических и других программ соответствующей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансово­го права) — это установленное государством и обеспеченное ме­рами государственного принуждения строго определенное прави­ло поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юри­дические обязанности их участников.

Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация, которую можно провести по нескольким основаниям.

Итак, в зависимости от содержания финансово-правовые нормы могут быть:

· материальными (закрепляют со­став финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды и т.п., то есть материальное (денежное) со­держание юридических прав и обязанностей участников финан­совых отношений);

· процессуальными (устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципаль­ных денежных фондов (доходов), то есть устанавливают порядок применения и действия норм материального права).

По характеру воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на:

· обязывающие (регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия. Например, обязывающие финансово-правовые нормы предписывают налоговым органам известить граждан-налогоплательщиков о суммах и сро­ках предстоящих платежей, а гражданам – уплатить своевре­менно эти платежи);

· запрещающие (регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Так, например, запрещено придавать обратную силу законодательным актам, ухудшающим положение налогоплательщиков);

· уполномочивающие (предоставляют участникам финансовых отношений возможность принятия самостоятельных решений, но в строго установленных границах).

В зависимости от вида регулируемых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на:

· бюджетные;

· налоговые;

· финансового контроля;

· страховые;

· банковские;

· валютные и др.

В зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержатся финансово-правовые нормы, они могут быть разделены на:

· нормы законов;

· нормы подзаконных актов.

В структурном отношении финансово-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Так, гипотеза представляет собой условия действия финансово-правовой нормы. Иными словами гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения финансовых правоотношений. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, что оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль.

В свою очередь диспозиция представляет собой предписания, запреты, дозволения. Иначе говоря, диспозиция определяет права и обязанности участников финансовых отношений, содержит предписание того, как они должны поступать.

Наконец, санкция представляет собой меру юридической ответственности, которая применяется в случае нарушения финансово-правовых норм. Таким образом, основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение). Например, нецелевое использова­ние средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, не­уплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета до­ходов и расходов и объектов налогообложения и т.п.[70]

 

 

3.2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

В теории государства и права под правоотношениями понимают общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Таким образом, финансовые правоотношения можно определить как урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, участники ко­торых выступают как носители юридических прав и обязаннос­тей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов и доходов.

Финансовое правоотношение является разновидностью правового отношения, поэтому ему присущи все те существенные признаки, которые характерны для правоотношения вообще. Во-первых, финансовое правоотношение возникает на основе финансово-правовой нормы, следовательно, оно есть результат действия правовой нормы, или «форма ее реализации». Во-вторых, финансовое правоотношение имеет волевой характер. Этот признак подчеркивает, что правоотношение в своей сущности обусловлено государственной волей, интересами государства[71].

В то же время финансовые правоотношения отличаются от любых других правоотношений следующими особенностями:

Ø возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

Ø являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер;

Ø носят властный характер, в связи с чем одной из сторон финансового правоотношения всегда выступает государство, его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

Таким образом, финансовые правоотношения можно охарактеризовать как государственно-властные имущественные (денежные) отношения. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения, в которых одной из обязательных сторон выступает орган местного самоуправления.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, по­ниманию их содержания и особенностей помогает их классифика­ция по видам.

В зависимости от структу­ры финансовой системы РФ выде­ляются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой сис­темы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий; ор­ганизации страхового дела и т.д.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов, которые выражены в конкретном размере или определен­ном виде доходов и расходов.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государст­вом или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

В теории государства и права под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Юридические факты классифицируются по различным критериям. Наиболее распространенным критерием классификации является волевой признак. В соответствии с ним все юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).

В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).

Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер. Однако многие юридические акты не имеют властного характера (эти акты называют сделками).

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.

События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения, землетрясения и др.[72]

Для финансовых правоотношений наиболее характерны такие юридические факты, как финансово-плановые акты. В соответствии с содержащимися в них требованиям право­вых норм выражаются права и обязанности участ­ников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения плановых заданий финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов на новый период.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, уведомление налогоплательщика со стороны налогового органа о необходимости уплаты определенной суммы налога и др.

В установленных законодательством случаях юридическими фактами могут выступать и договоры, одной из сторон которых является орган государственной власти или местного самоуп­равления.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

Наконец, возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений, как было отмечено ранее, может быть связано с событиями. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возрас­та влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций пострадавшим субъектам РФ из федерального бюджета.

Необходимо отметить, что сущность финансового правоотношения проявляется, прежде всего, в его структуре, которая включает следующие элементы: 1) субъекты; 2) содержание (права и обязанности сторон); 3) объект (деньги или денежные обязательства)[73].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.