Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности и методы, правовые формы




Финансовая деятельность государства и муниципальных

Осуществляющих финансовую деятельность.

Система и правовое положение органов власти,

Особенности и методы, правовые формы.

Финансовая деятельность государства и муниципальных

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

образований: понятие, роль, организационно-правовые

образований: понятие, роль, организационно-правовые

 

Категории «финансовая деятельность» присущи целостность, глобальность и основательность, реализуемые через совокупность принципов финансового права.

Обеспечивая движение денежных средств в интересах всего общества, финансовая деятельность государства и муниципальных образований носит публичный характер, т.е. независимо от того, кто является участником конкретных финансовых правоотношений (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование или их органы, должностные лица), по своей сути, форме и методам правового регулирования финансовая деятельность всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции. Поэтому финансовая деятельность в тех или иных формах осуществляется всеми органами государства[79].

Итак, финансовая деятельность государства — это осу­ществление им функций по планомерному образованию (форми­рованию), распределению и использованию денежных фондов (фи­нансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономи­ческого развития, обеспечения обороноспособности и безопас­ности страны, поддержания деятельности государственных органов.

Финансовая деятельность муниципальных образований, осу­ществляемая через органы местного самоуправления, представляет собой осуществление функций по планомерному образованию (форми­рованию), распределению и использованию муниципальных (местных) денежных фондов в целях реализации социально-экономических задач местного значения и обеспечения финансовы­ми ресурсами деятельности органов местного самоуправления.

Финансовой деятельности государства свойственны свои орга­низационно-правовые особенности.

Во-первых, в отличие от других сфер деятельности государст­ва она имеет межотраслевой характер, поскольку аккумуляция, распределение и использование финансовых ресурсов затрагивают все отрасли и сферы государственного управления. Кроме того, в процессе финансовой деятельности государство контролирует ра­боту государственных органов, а также предприятий, организа­ций, учреждений по реализации их задач, независимо от отрасле­вой принадлежности.

Во-вторых, осуществление государством финансовых функ­ций протекает в виде деятельности как представительных, так и ис­полнительных органов власти (государственного управления).

В-третьих, сфера финансовой деятельности относится к веде­нию федеральных органов, органов субъектов РФ, а также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов[80].

Финансовая деятельность осуществляется уполномоченными органами и субъектами с помощью разнообразных методов. Их различие опреде­ляется тем, с какими субъектами уполномоченные лица вступают в отноше­ния, а также конкретными условиями собирания и распределения денежных средств. Соответственно двум сторонам финансовой дея­тельности методы ее осуществления принято делить на методы мо­билизации фондов денежных средств и методы их распределения (перераспределения).

Для аккумулирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы добровольных и обязательных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. д.

 

При распределении денежных средств применяются два основных метода: финансирование (плановая, целевая, безвозмездная, безвозвратная выдача денежных средств из бюджета) и кредитование (плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств).

Формы финансовой деятельности государства разнообразны, и по своему характеру могут быть:

ü правовыми (выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм);

ü не­правовыми (организаторская, подготовительная, аналитическая работа в области финансовой деятельности, предществующая принятию финансово-правовых актов).

Финансово-правовые акты — это принятые в предус­мотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетен­цию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служат основанием для возникновения, пре­кращения, изменения конкретных правоотношений.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подраз­деляются на:

· нормативные (акты, которые регулируют группу однородных финан­совых отношений и содержат общие правила поведения их участ­ников, т.е. правовые нормы);

· индивидуальные (акты, в которых конкре­тизируются общие правила, установленные в нормативных актах; каж­дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекраще­нию конкретных финансовых правоотношений).

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

· законодательные (законы, принимае­мые соответствующими представительными органами государст­венной власти: федеральные и субъектов РФ по вопросам финансовой деятельности);

· подзаконные (акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и приня­тые во исполнение закона: указы, постановления, приказы и т.д.).

Характерной особенностью финансово-правовых актов являет­ся наличие среди них большой группы финансово-плановых актов.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про­цессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в об­ласти финансов на определенный период, т.е. являются пла­нами по мобилизации, распределению и использованию финансо­вых ресурсов.

К финансово-плановым актам относятся: основные финансовые планы государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты муниципальных образований; бюджеты государственных внебюджет­ных фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления и органов местного самоуп­равления;

финансовые планы (балансы доходов и расходов) предпри­ятий и организаций; бюджетные сметы бюджетных учреждений и др.

Юридическое оформ­ление финансово-плановых актов осуществляется принятием актов соответствующих государственных и муниципальных органов. Так, федеральный бюджет утверждается федеральным законом, смета учрежде­ния — органом исполнительной власти, которому это учреждение подчинено. Ут­вержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические пос­ледствия, как любой финансово-правовой акт[81].

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.