Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие обучаемости и дифференцированное обучение




Обучаемость - это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Синонимы обучаемости: «податливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость» и др., выражающие качества обучающейся личности.

Основные факторы обучаемости: потенциальные возможности обучаемого (индивидуальные характеристики /качества: восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др.); фонд действенных знаний (тезаурус); обобщенность мышления / мыслительного процесса (сила, гибкость, самостоятельность, экономичность); темпы продвижения в обучении (усвоения знании).

Все преимущества личности, имеющей более высокую обучаемость, перед личностью с более низкой характеристикой данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики мышления. Поэтому именно темпы являются определяющей характеристикой обучаемости. Необходимо учитывать следующие темпы в обучении:

1. Темп усвоения знаний, умений (Ту)- время усвоения эталонного понятия (выполнения эталонного теста), а также произвольного (но одинакового для всех обучаемых) понятия илилвста: Ту=Тф/Тэ-100%, где Тф - фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым; Тэ -среднестатистическое время выполнения эталонного задания.

2. Темпы продвижения в обучении (Jn) намного полнее' характеризует обучаемость, т.к. учитывает более длительный период обучения, на котором влияние данного качества проявляется значительно сильнее. При использовании данного показателя принимается во внимание время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Аналитическое выражение показателя не отличается от предыдущего: Тп=Ту/Тэ-100%, где Ту - время полного усвоения раздела (части курса, всего учебного предмета) конкретным учащимся; Тэ - эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов.

3. Темп прироста результатов (Тр) характеризует динамику обучаемости Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих достижений к предыдущим: Тр=Тп/Тд-100%, где Тп -«последующее» зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных значениях, баллах), Тд - зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей.

В зависимости от уровня обучаемости школьников стоится учебный процесс.

Дифференцированное обучение - такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников. Дифференциация обучения на уроке осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, средств методической поддержки учеников в соответствии с их возможностями и подготовленностью к обучению. Дифференциация обучения осуществляется в основном через групповые и индивидуальные задания. Способы дифференциации:

• содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;

• содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;

• задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.);

• используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;

• предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.