Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная мотивация




В контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чём эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее её».

В этой связи следует заметить, что понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет ею в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности, а потому не может не влиять на результат учебной деятельности.

Нет сомнений в том, что существует сильная зависимость показателей, определяющих обучаемость, успешность всей учебной деятельности человека от его мотивационной сферы.

Эта мысль получила развитие в классической работе Л. С. Выготского «Мышление и речь», как попытка найти некую единицу, выражающую единство аффективных и интеллектуальных процессов

«Понятие мотивации у человека... включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные диспозиции, идеалы и т.д.»

Б. И. Додонов выделил следующие четыре структурных компонента мотивации: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственного её результата; «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность.

Как было отмечено, учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае в учебную.

Учебная мотивация содержит:

1) потребность в изучении (познавательная, достижения);

2) смысл и мотив (внутренние и социальные, направленные на процесс, результат, оценку преподавателем, на «избегание» неприятностей) учения;

3) цель изучения (лучше формируема при направлении на способы действия, а не на результат);

4) эмоции (фиксирующие эмоции успеха-неуспеха);

5) отношение (отрицательное, нейтральное, положительное);

6) интерес (широкий, планирующий, результативный, процессуально-содержательный, учебно-познавательный, преобразующий).

Таким образом, активность субъекта должна быть, прежде всего, направлена на интеграцию, внутреннюю согласованность всех элементов иерархической структуры мотивации, устранение в ней противоречивых тенденций, проверку возможности и реальности формирующихся значимых целей, все это происходит на основе рефлексии, свойственной учащемуся. Согласно этой точке зрения динамичность и направленность учебной мотивации заключается в том, что только проведенные и «одобренные» субъектом мотивационные образования становятся подлинными, досягаемыми мотивами личности. Следует, однако, подчеркнуть, что предложенная структура не означает простую совокупность данных элементов, входящих в нее. Эти компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом, словно переходя из одного в другой, вызывая друг в друге изменения. Исходя из предложенной схемы учебной мотивации, видно, что «становление мотивации есть не просто возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мошвационной сферы»

Итак, учебная мотивация - это сложная и цельная иерархическая структура, которая обуславливает учебную деятельность и формирование обучаемости.

Таким образом, учебная мотивация, являясь одной из составляющих учебной деятельности, самым существенным образом может влиять на её результаты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.