КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс обучения
Представляется, что освоение некого предмета (либо обучение чему-или) включает три процесса, протекающих практически одновременно. Первый из них — получение новой информации— частенько противоречит либо заменяет тот размер знаний, которым субъект очевидно либо неявно обладал до этого. Как минимум, новая информация их уточняет. Это имеет место, к примеру, когда учащимся объясняют ньютоновские законы движения, идущие вразрез с показаниями органов чувств; То же случается при объяснении закона сохранения энергии, гласящего, что никакая энергия не утрачивается: объяснение противоречит способам мышления учащихся, закрепленным в самом языке, который навязывает представление о неизменной растрате энергии. Почаще, но, ситуация бывает менее драматичной, как это имеет место при изложении темы “кровообращение”, когда разъясняются детали того, что ученику смутно уже понятно, поскольку интуитивно он додумался, что кровь циркулирует в его тело. Второй аспект обучения можно найти как трансформацию знаний. Это процесс перестройки наличного знания, приспосабливающий последнее к решению новейших задач. Мы учим анализировать информацию, обнаруживать в ней скрытые стороны, упорядочивать с придания ей новой формы. К преобразованию относятся и такие методы обработки информации, которые разрешают выходить за её пределы. Третья сторона обучения — это проверка степени адекватности применяемых способов обращения с информацией, содержащейся в задачке. верно ли мы действовали, целесообразно ли выведенное нами обобщение, применима ли допущенная экстраполяция — таковы вопросы на которые в данном случае приходится давать ответ. Как правило, роль учителя при оценке такового рода оказывается решающей, но во многих вариантах оценка осуществляется и на базе суждений о правдоподобии, если отсутствует возможность серьезной проверки правильности наших действий. исследование хоть какой темы распадается традиционно на ряд этапов, каждый из которых включает все три процесса. Тема “фотосинтез”, к примеру, обязана включать учебные примеры из биологии, которые в свою очередь целесообразно приспособить к последующему изложению более широкой концепции преобразования энергии из одного вида в другой. Нормально построенный учебный процесс отражает предыдущий материал и дозволяет учащемуся делать обобщения, выходящие за пределы данной темы. Процесс учебного овладения темой может быть кратким либо долгим, содержать много понятий либо не достаточно, Длительность каждого этапа овладения понятием зависит от ожидаемого учащимся вознаграждения собственных усилий как в смысле формального поощрения в баллах, так и в смысле приобретения определенного знания. традиционно мы приспосабливаем материал к способностям и нуждам учащегося, изменяя приемы в нескольких отношениях: или удлиняя либо укорачивая их, или выбирая в качестве поощрения внешний путь больших оценок и наград, или драматизируя момент проникновения в сущность изучаемого предмета. Единицей измерения программы мы считаем тот этап усвоения понятия, значимость которого признается самим учащимся, хотя часто этот этап проходит без эмоционального подъема, связанного с овладением знанием. Исследований, посвященных разумному построению учебных приемов такового рода применительно к различному возрасту и теме, поразительно не достаточно. меж тем многие вопросы требуют ответа, основанного на тщательных исследованиях до этого всего — вопрос равновесия меж внешними и внутренними методами поощрения учащихся. О роли поощрения и наказания в процессе обучения написано много, но не достаточно кто в реальности интересовался ролью таковых факторов, как заинтересованность, любознательность, жажда открытия. Если, как преподаватели, мы намерены приучать обучающихся ко все более и более длительным этапам усвоения понятий в процессе обучения,тоотсюда, по-моему, следует необходимость детализированной разработки методических пособий, что усилит действие поощрений внутреннего типа, каковым является ускорение понимания и овладение предметом. Существует множест о разнообразных заморочек, связанных с относительной ролью, уделяемой каждому из трех главных действий усвоения понятия: получение (познание фактов), преобразование (оперирование с ними) и оценка (проверка выводов). Правда ли, к примеру, что малышу лучше всего дать вначале малый набор фактов, а потом побудить его сделать максимум выводов из него? Другими словами, обязан ли каждый этап обучения детей младшего возраста содержать незначительное количество новой информации, с упором на самостоятельные поиски путей выхода за её пределы? Один преподаватель истории добился таковым способом огромных фурроров в работе с четвероклассниками. Он начинает, к примеру, с сообщения одного-единственного факта: большинство цивилизаций зародилось и плодородных равнинах огромных рек. Потом класс побуждается к дискуссии на тему о том, почему это так и почему зарождение цивилизации в горной местности было бы менее возможно. Эффект этого подхода (по существу, это упражнение в технике научного открытия) состоит в том, что ребенок сам выдает информацию, которую он потом может проверить и оценить сравнением с источниками, получая при этом новейшие факты. Это, очевидно, только один из вероятных способов построения учебного этапа; ясно, что его применимость ограничена. Все признают, что формула “учеба есть учеба” устарела, но тем не менее в научной литературе не достаточно внимания уделяется вопросу о разнообразии учебных приемов усвоения понятий. В отношении хорошей длительности приемов усвоения понятий в процессе обучения можно высказать несколько общих суждений, довольно принципиальных, но, для выбора направлений исследовательских работ, которые могли бы оказаться плодотворными. Вполне очевидным представляется, к примеру, что чем больше длительность и частота приемов такового усвоения, тем больше выигрыш в смысле понимания и владения предметом, в особенности если возбудить в человеке горячее желание перейти к следующему примеру. Существует опасность, что если заместо внутреннего поощрения воспользоваться системой баллов, то по окончании школы человек не захочет продолжать образование, поскольку баллов больше не будет. Естественно мыслить также, что чем выше понимание структуры предмета, тем больше частота и длительность каждого этапа учебного овладения понятием, которое обучающийся в состоянии усвоить без утомления. В самом деле, количество новой информации на любом учебном этапе таково, что мы не в состоянии переварить его сходу. Меж тем мы уже отмечали, что есть твердые ограничения размера таковой неусвоенной информации, которую мы можем держать. В уме. Но приблизительным оценкам, взрослый человек способен оперировать одновременно приблизительно семью независящими единицами информации. Для детей соответствующая норма не установлена — и об этом пробеле в наших знаниях приходится только сожалеть.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |