Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции современной социокультурной ситуации и образование




Тема 2. Образование как социокультурный феномен

 

Ключевые тенденции современной социокультурной си­туации, которые определяют направления развития об­разования в мире:

Смена типа культурно-исторического наследования, то есть передачи (получения) подрастающим поколениям социального опыта. Если раньше детям предстояло во мно­гом повторять образ жизни своих родителей, то в совре­менных урбанизированных странах наблюдается значитель­но больший разрыв между поколениями. Этот разрыв заме­тен и в образах жизни, и в мировоззрении, и в личностных принципах. И это приходится учитывать при разработках образовательных систем.

Смена установки при изучении действительности, или переход от научного познания к общекультурному, вклю­чающему обыденное сознание (здравый смысл), мифо­логическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности. И это проявляется не только в научном исследовании, но и в учебном процессе.

Изменение роли науки в обществе и смена научных па­радигм. Ранее содержание познания в большей мере опре­делялось объектом и в меньшей мере средствами, техноло­гиями познавательной деятельности. В настоящее время про­цесс познания предполагает взаимосвязь знаний об объекте не только со средствами познания, но и с ценностно-целе­выми установками субъекта как научно-познавательной, так и учебно-познавательной деятельности.

Рзвитие информационных технологий и мировой инфор­мационной системы. Их внедрение и развитие становится решающим условием модернизации не только производ­ства, но и других сфер общественной жизни, включая образование.

Национально-культурная регионализация на фоне про­цессов интеграции и глобализации, которые раздвигают рамки традиционных потоков инвестиций и товаров, дополняя, а иногда заменяя их потоками людей, идей и знаний. В со­временном белорусском обществе эта тенденция проявля­ется в следующем:

а) необходимость дальнейшего социально-культурного развития белорусской нации, более активного утвержде­ния национальных ценностей, в том числе через систему образования;

б) необходимость обретения народом Беларуси новой профессиональной компетенции, новой технологической и общекультурной подготовки в соответствии с требованиями интеграционных процессов с Россией и Европейским сообществом;

в) необходимость формирования умений жить в усло­виях открытого, динамичного общества с рыночными от­ношениями в экономике и демократией, то есть в условиях высокой степени неопределенности, автономного сущест­вования, готовности брать на себя ответственность за свою жизнь и судьбу своих близких, за будущее нации и госу­дарства.

 

22 Функции и ценности образования в обществе

Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций:

Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей.

Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом.

На практике эти функции всегда взаимосвязаны:

Образование — это один из способов вхождения человека в мир культуры. В процессе образования человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими ду­ховно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечело­веческого культурного наследия.

Образование — это средство социалиализации, станов­ления и развития человека как личности. Благодаря образова­нию молодежь приобщается к жизни общества, социали­зируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории Отечества, литературе, принципам мора­ли и здорового образа жизни служит предпосылкой для формирования у молодых людей общеразделяемой сис­темы ценностей, благодаря чему они становятся созна­тельными гражданами страны.

Образование — это фактор, влияющий на социальный статус личности, на процесс ее профессионализации и са­моутверждения. Оно способствует социальной селекции, то есть отбору и дифференциации молодежи не только по способностям, но и в соответствии с их интересами, возможностями, ценностными ориентациями. Образова­ние обеспечивает социальную мобильность людей, часто открывает доступ к престижным должностям и званиям, является средством достижения успеха в обществе.

Образование — это фактор воспроизводства социально-профессиональной структуры общества и социального про­гресса. Благодаря связи образования с наукой происходит накопление интеллектуального и духовно-нравственного по­тенциала для формирования тенденций научно-техниче­ского развития и перспектив дальнейшего совершенство­вания общества.

Государственная ценность образования состоит в том, что нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал каждого государства самым непо­средственным образом зависит от состояния образователь­ной сферы и возможностей ее прогрессивного развития.

Общественная ценность образования не всегда совпада­ет с государственной. Очень часто государство лишь про­возглашает образовательные приоритеты, в то время как общество вынуждено подталкивать его к выполнению обе­щаний или изменению приоритетов.

Личностная ценность образования состоит в индивиду­ально-мотивированном отношении человека к содержанию, уровню и качеству своего собственного образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.