Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО). В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Это так, и русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей. Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Для создания концепции ТВ много сделал А.Макаренко, он описал педагогические условия труда как средства воспитания: производительный, коллективный и соревновательный характер труда, разнообразие и усложнение трудовых операций, эстетика и научная организация труда, рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон. Советская школа функционировала на основе этой концепции как общеобразовательная, трудовая, политехническая. В ней были обязательны уроки трудового обучения и виды труда школьников. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного производства, техники, экономики. Систему ТВ составляет совокупность задач, содержания, методов и средств. К задачам ТВ относятся: формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах; выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками; развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии. Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников, в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. В последней используются такие методы и формы, как беседы, встречи с интересными людьми, различные трудовые акции, экскурсии и пр. Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии. Представление о труде как о важном факторе воспитания остается в современной российской школе, хотя труд школьников и начальное профессиональное образование являются необязательными, а рекомендуются, если есть возможности и спрос. Отечественная концепция трудового воспитания, по-видимому, будет сближаться с западным подходом, согласно которому начальная трудовая подготовка и профессиональное обучение имеются для тех, кто не идет в университет.
Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии. Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников (дежурство в классе, по школе, генеральные уборки, субботники), в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. Одной из стержневых линий воспитания в семье также является трудовое воспитание детей. Трудовое воспитание предполагает постоянное привлечение детей к самообслуживанию, оказанию помощи родителям при закупке продуктов, приготовлении пиши, стирке белья, уходе за цветами, в уборке и ремонте жилых помещений, дачных участков, в проведении ремонта бытовой техники и оборудования и пр.
10-11 лет подросток должен уметь: - вытирать пыль, - чистить обувь и одежду, - пришивать пуговицы и штопать дырки на одежде, - пылесосить комнату, - расставлять книги в нужной последовательности в книжном шкафу, - поливать цветы, - выносить мусор, - бегать в ближайший магазин за небольшим количеством покупок, - мыть посуду (как минимум, после одного из неосновных приемов пищи), - наводить порядок в ванной комнате; - поддерживать порядок в своем платяном шкафу, - ухаживать за домашними животными. В 12-13 лет подросток должен уметь: - последовательно убирать комнаты в квартире по заранее сформулированному родителями алгоритму, - ходить в магазин со списком покупок, - готовить себе завтрак, - мыть за собой посуду после каждого приема еды, - чистить овощи для приготовления пищи, - поддерживать в чистоту в санузле, - загружать стиральную машину, - гладить белье. В 14-15 лет к перечисленным выше трудовым навыкам добавляются только несколько сложных умений, таких как: - самостоятельно готовить пищу (полностью организовывать общую трапезу), - самостоятельно определять меню и список покупок для его приготовления; - самостоятельно ставить перед собой трудовые задачи по обслуживанию квартиры и выполнения их по мере необходимости; - самостоятельно держать свой гардероб в порядке (определять степень загрязнения одежды, вовремя стирать и гладить ее, убирать после окончания сезона и т.д.), - ухаживать за младшими и престарелыми членами семьи, - мыть и обслуживать машину (если таковая имеется).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление