Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС № 24 Определите возможности различных форм воспитательной работы в решении задач трудового воспитания и профориентации




Трудовое воспитание (ТВ) есть процесс вовлечения учеников в педагогически организованные виды труда с целью передачи им производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия и других качеств работника. ТВ направлено также на осуществление начального профессионального образования и профессиональной ориентации (ПО).
В классической советской педагогике имеется принцип связи обучения с трудом, отражающий концептуальный взгляд на роль труда в воспитании. Согласно этой концепции, труд ребенка, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности. Это так, и русская, и западная педагогика придавали большое значение труду в воспитании детей.
Кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию: обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие. Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Для создания концепции ТВ много сделал А.Макаренко, он описал педагогические условия труда как средства воспитания: производительный, коллективный и соревновательный характер труда, разнообразие и усложнение трудовых операций, эстетика и научная организация труда, рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон.
Советская школа функционировала на основе этой концепции как общеобразовательная, трудовая, политехническая. В ней были обязательны уроки трудового обучения и виды труда школьников. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Образование в школе носит политехнический характер: дается знание об основах современного производства, техники, экономики. Систему ТВ составляет совокупность задач, содержания, методов и средств. К задачам ТВ относятся: формирование знаний о технике, производстве, экономико-социальных проблемах; выработка навыков и умений работы с простейшими инструментами и станками; развитие способностей, интересов, ума, воли и пр.; формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии.
Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников, в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. В последней используются такие методы и формы, как беседы, встречи с интересными людьми, различные трудовые акции, экскурсии и пр.
Показателями трудовой воспитанности являются потребность школьника в труде, интерес к труду, трудовая активность, наличие знаний о производстве, трудовых умений, готовность к выбору профессии.
Представление о труде как о важном факторе воспитания остается в современной российской школе, хотя труд школьников и начальное профессиональное образование являются необязательными, а рекомендуются, если есть возможности и спрос. Отечественная концепция трудового воспитания, по-видимому, будет сближаться с западным подходом, согласно которому начальная трудовая подготовка и профессиональное обучение имеются для тех, кто не идет в университет.

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу и пр. Трудовое обучение - это процесс формирования у учащихся знаний и умений в области труда. Формирование добросовестного отношения к труду, потребности в нем; подготовка к выбору профессии.
Эти задачи решаются в процессе общеобразовательной подготовки, на уроках труда, в различных видах труда школьников (дежурство в классе, по школе, генеральные уборки, субботники), в том числе в летних работах, во внеурочной деятельности. Одной из стержневых линий воспитания в семье также является трудовое воспитание детей. Трудовое воспитание предполагает постоянное привлечение детей к самообслуживанию, оказанию помощи родителям при закупке продуктов, приготовлении пиши, стирке белья, уходе за цветами, в уборке и ремонте жилых помещений, дачных участков, в проведении ремонта бытовой техники и оборудования и пр.

10-11 лет подросток должен уметь:
- вытирать пыль,
- чистить обувь и одежду,
- пришивать пуговицы и штопать дырки на одежде,
- пылесосить комнату,
- расставлять книги в нужной последовательности в книжном шкафу,
- поливать цветы,
- выносить мусор,
- бегать в ближайший магазин за небольшим количеством покупок,
- мыть посуду (как минимум, после одного из неосновных приемов пищи),
- наводить порядок в ванной комнате;
- поддерживать порядок в своем платяном шкафу,
- ухаживать за домашними животными.
В 12-13 лет подросток должен уметь:
- последовательно убирать комнаты в квартире по заранее сформулированному родителями алгоритму,
- ходить в магазин со списком покупок,
- готовить себе завтрак,
- мыть за собой посуду после каждого приема еды,
- чистить овощи для приготовления пищи,
- поддерживать в чистоту в санузле,
- загружать стиральную машину,
- гладить белье.
В 14-15 лет к перечисленным выше трудовым навыкам добавляются только несколько сложных умений, таких как:
- самостоятельно готовить пищу (полностью организовывать общую трапезу),
- самостоятельно определять меню и список покупок для его приготовления;
- самостоятельно ставить перед собой трудовые задачи по обслуживанию квартиры и выполнения их по мере необходимости;
- самостоятельно держать свой гардероб в порядке (определять степень загрязнения одежды, вовремя стирать и гладить ее, убирать после окончания сезона и т.д.),
- ухаживать за младшими и престарелыми членами семьи,
- мыть и обслуживать машину (если таковая имеется).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.