Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для социализации




Принципы социализации

Процесс развития ребенка немыслим вне егосоциального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей,отношений, вне включения в них. Ребенок не только должен перенимать социальный опыт но и самому быть активным. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду,; с другой стороны, процесс активного воспроизводстваиндивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности.

ВОПРОС № 27 Охарактеризуйте факторы, институты и стадии социализации.

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

§ мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

§ макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

§ мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

§ микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

 

Институты социализации. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу.Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе — половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" (Берне, 1986).

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Стадии социализации

1.Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизничеловека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяетсяна два более или менее самостоятельных периода:А) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступленияего в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуетсяпериодом раннего детства;Б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этоготермина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. 2. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека,хотя демографические границы «зрелого» возраста условны; фиксация такой стадиине представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека.Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершениемобразования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализациив период трудовой деятельности. 3. Послетрудовая стадия Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, определеннаясоциальная политика государств – с другой (имеется в виду система пенсионногообеспечения) приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возрастначинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельныйвес. В значительной степени сохраняется трудовой потенциал тех лиц, которыесоставляют такую социальную группу, как пенсионеры.

ВОПРОС № 28 Обоснуйте задачи и содержание социального воспитания

Социальное воспитание — это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания — одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к ее рассмотрению. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.