Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВОПРОС № 25 Определите возможности различных форм эстетического воспитания




Эстетическое воспитание (ЭВ) - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель ЭВ - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты. Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства. Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.
Объем понятия "эстетическая культура" определяет задачи и содержание ЭВ учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.
Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.
Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

Формы художественно-творческой работы можно объединить следующим образом: массо­вые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.

Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей. Специальных зна­ний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не тре­бует от них никакой подготовки.

Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творче­ской деятельности. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Созда­ние такого интереса, желания зависит от педагога — организатора. Это: тематические концерты, организация и проведение традицион­ных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнава­лов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Выполняя эстетико-просветительские функции, назван­ные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие дан­ные, пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребно­сти. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, школ, студий, школ искусств (до 2500 участников). Такие же конкурсы про­водятся по хореографическому и театральному направлениям. Часто эти виды искусства объединятся («Праздники музыки и танца», теат­рализованные праздники). В последнее десятилетие в Москве прово­дится регулярно фестиваль «Московия» по всем жанрам художест­венного творчества детей и подростков, в котором участвуют художе­ственные коллективы центров и домов творчества, школ искусств, творческих клубов, общеобразовательных школ, студий.

Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведе­ния, помогающие восприятию программы концерта (об авторах ис­полняемых произведений, о самих произведениях, истории их созда­ния, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержа­ния учитывается возраст детей и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда. Когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.

В системе дополнительного образование на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные, ансамб­левые и кружковые формы художестенно-творческого развития детей и подростков. Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание — ансамбли песни и пляски, хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пе­ние, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральные студии. Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыкаль­ному искусству.

И если ранее в музыкальные формы внешкольной работы принимались только те дети, которые обнаружили музыкаль­ные способности, развитой музыкальный слух, то в последнее время художественно-творческие формы системы дополнительного образо­вания комплектуются без особого отбора. Практика доказала спра­ведливость того теоретического положения, что у каждого нормаль­ного здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая певческий голос.

Участвуя в художественно-творческой работе, педагогу допол­нительного образования следует помнить, что:

• все виды эстетической музыкальной деятельности должны быть направлены на нравственно-эстетической воспитание детей и подростков, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

• должны способствовать развитию художественного вообра­жения, музыкальных, творческих способностей;

• воспитывать у учащихся стремление пропагандировать культуру.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.