КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития в сторону деградации. Наличие неблагоприятных факторов могут оказать отрицательное воздействие на психику ребенка, отличающейся пластичностью, восприимчивостью, ранимостью. Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым в ряде случаев можно определить исходный характер нарушений. Например, неврозы часто выражаются беспокойством, страхом. Анализ научной литературы показал, что проблема страхов у детей актуальна как за рубежом (Мелани Клейн, Джесси Тафт и Фредерик Аллен, Вирджиния Экслайн), так и в России (Т. П. Симеон, В. М. Бехтерев, Г. Е. Сухарев, В. Н. Мясищев, В. Е. Рожнов, В. Н. Мясищева, И. П. Павлов, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковский и А.И.Захаров). В объявленный в Кировской области Год Ребенка решение этой проблемы имеет особое значение, несмотря на то, что детские страхи стали предметом изучения с начала ХХ века. Оценивая вклад зарубежной психологии в изучение проблемы детских страхов стоит отметить работу Дэвида Леви, в которой развивались идеи терапии отреагирования для работы с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие. Научное понятие отреагирования было впервые введено З.Фрейдом, и обозначает новое эмоциональное переживание ситуации, которая некогда была пережита с чувством страха. Д. Леви считал, что воссоздание травмирующего события позволяет ребёнку освободится от боли, напряжения и страха, вызванных этим событием. Показателен и опыт А.Фрейд в оказании помощи детям, пережившим бомбёжки Лондона в годы второй мировой войны. Если ребёнок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страхов, и пережитое не развивалось в психическую травму. Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно эффективно выявлять и корректировать страхи у детей. Вместе с тем, недостаточное использование педагогами-психологами знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям. Восполнить данный пробел призвана наша курсовая работа, выполненная на тему: «Коррекция страха у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования» Цель исследования: разработка содержания деятельности (технологии, эффективных (интерактивных, инновационных) форм и методов, системы работы, методики……) по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Объект исследования: детские страхи как психолого-педагогическое явление (процесс). Предмет исследования: использование средств рисования для коррекции страхову детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: коррекция страха у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования будет эффективной, если использовать в работе (реализовать программу…): - художественные образы сказочных персонажей; - приемы перевоплощения в злых и добрых сказочных персонажей. Задачи исследования: 1. Изучить понятие и сущность (проанализировать психолого – педагогические исследования) по характеристике страха у детей старшего дошкольного возраста. 2. Рассмотреть (выявить) способы коррекции детского страха. 3. Изучить деятельность (определить направления деятельности..) педагога-психолога по использованию рисования как средства коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста. 4. (Изучить опыт работы) Разработать и апробировать программу по коррекции страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования Методы исследования: Теоретические: - анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, классификация…………….; - для изучения страхов применялись методики: А.И. Захарова «Страхи вдомиках», «Неоконченное предложение», М.А. Панфиловой, «Несуществующее животное»М.З. Друкаревич; Эмпирические: - педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); беседа, анкетирование, тестирование, наблюдение, изучение характеристик детей, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта………. Математические: - методы качественной и количественной обработки результатов, математической статистики (Т-критерий Вилкоксона). Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения относительно развития личности, выдвинутые в работах российских учёных Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других; а также идеи А.Т. Лидерс, К. Изард, исследовавших эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Экспериментальная база исследования: МДОУ №5 «Родничок», дети старшей группы к количестве ……….человек. Новизна исследования заключается в обобщении материала по вопросу коррекции страха сказочных персонажей у детей дошкольного возраста. Практическая значимость исследования: - разработана и успешно апробирована программа коррекционных занятий по преодолению страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования; - разработаны методические рекомендации для педагогов и психологов по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста. Апробация результатов исследования осуществлялась при помощи публикации результатов исследования в материалах Всероссийской научно-практической конференции и отражена в 2 публикациях автора. Структура исследования отражает логику, содержание и результаты работы, включает введение, 2 главы (6 параграфов), заключение, библиографический список, приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ СТРАХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РИСОВАНИЯ
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |