КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста
Программа по коррекции страхов была полностью реализована. Для проверки ее эффективности мы провели контрольный этап эксперимента. Задачами данного этапа являются: 1. Диагностика наличия страха (в том числе сказочных персонажей) по тем же методикам, которые были на констатирующем этапе исследования. 2. Определить изменения в уровне страха (в том числе сказочных персонажей) детей экспериментальной и контрольной групп. 3. Оценить достоверность полученных результатов и эффективность реализованной программы. Для реализации первой задачи было проведено исследование страха детей контрольной и экспериментальной групп. Для диагностики использовались те же самые методики, что и при констатирующем этапе: 1.А. И. Захаров, М. Панфилова «Страхи в домиках» (Приложение 1). 2.М. А. Панфилова «Незаконченное предложение» (Приложение 2). 3.М. З. Друкаревич «Несуществующее животное» (Приложение 3) Методики предъявлялись детям в первой половине дня и во второй: последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в индивидуальной форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен доброжелательный контакт. После проведения обследования и обработки результатов были получены следующие результаты (см. таблицу № 5, 6 Приложение 6). По результатам контрольного эксперимента в экспериментальной группе… ТЕКСТ… Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 7. Таблица 7 Сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп
Мы видим, что и в контрольной, и в экспериментальной группе присутствует сдвиг. ЭГ - после контрольного эксперимента уровень высокого страха уменьшился, но средний увеличился, низкий уровень не изменился. А в КГ с высоким уровнем детей после контрольного эксперимента стало больше, средний уровень стал меньше чем констатирующем эксперименте, с низким никого нет. Сравнительная диаграмма группы ЭГ до и после эксперимента представлена на рисунке 5. Подпись рисунка! Сравнительная диаграмма КГ до и после эксперимента представлена на рисунке 6. Подпись рисунка! На рисунках 5 и 6 представлены сводные диаграммы по результатам констатирующего и контрольного экспериментов в контрольной и экспериментальной группах. Контрольный эксперимент показал, что у всех 20 детей, которые не участвовали в формирующем эксперименте, присутствуют страхи. У детей, которые участвовали в формирующем эксперименте, из 20 остались только 5 детей со страхом сказочных персонажей. Описание результата методик констатирующего и контрольного эксперимента, а так же динамика рисунка одного из детей экспериментальной группы представлены в Приложении 7. Для того, чтобы проверить статистическую достоверность полученных результатов, и оценить эффективность программы по коррекции страхов, воспользуемся критериями математической статистики, в частности, Т-критерием Вилкоксона и проверим, насколько статистически значим сдвиг в каждой из групп (контрольной и экспериментальной). Для начала оценим статистическую достоверность сдвига в контрольной группе. Проверим, выполняются ли ограничения: 5 <= 20>=50. Занесем данные в таблицу (см. таб. №8 в Приложении 7). Проверим совпадение ранговой суммы с контрольной: ∑Ri = 210; n*(n+1)/2 = 20*21/2 = 210.Суммы совпадают. Типичными сдвигами являются сдвиги положительные (так как их больше), а нетипичными - отрицательные (так как их в данном случае меньше). Сформулируем гипотезы: Н0 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении. Н1 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Исключаем из рассмотрения нулевые сдвиги и получаем n = 9. Т эмп. = ∑R нетип. = 16+18,5 = 34,5 По таблице определяем критические значения для n = 9: Т кр. = 5 (р<=0,05) Т кр. = 1 (p<=0,01) Полученное значение Т эмп. больше, чем Т кр. (р<=0,05), следовательно, получившийся сдвиг статистически недостоверен, мы отвергаем Н1 и принимаем Н0 - интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении. Теперь, действуя по тому же алгоритму, оценим, насколько статистически значим сдвиг, произошедший в экспериментальной группе. Проверим, выполняются ли ограничения: 5 <= 20>=50. Занесем данные в таблицу (см. таб. № 9 в Приложении 8). Проверим совпадение ранговой суммы с контрольной: ∑Ri = 198,3; n*(n+1)/2 = 20*21/2 = 210.Суммы совпадают. Типичными сдвигами являются сдвиги отрицательные (так как их больше), а нетипичными - положительные (так как их в данном случае меньше). Сформулируем гипотезы: Н0 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении. Н1 - Интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении. Исключаем из рассмотрения нулевые сдвиги и получаем n = 18. Т эмп. = ∑R нетип. = 20 По таблице определяем критические значения для n =18: Т кр. = 47 (р<=0,05) Т кр. = 32 (p<=0,01) Полученное значение Т эмп. меньше, чем Т кр. (р<=0,01), следовательно, получившийся сдвиг статистически достоверен, мы отвергаем Н0 и принимаем Н1 - интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивности сдвигов в нетипичном направлении, следовательно, можно сделать вывод, что использование программы по коррекции страхов сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования помогает существенно снизить уровень этих страхов. Таким образом, данная программа реализована успешно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (пишется по задачам!!!) В результате проведенной работы мы можем сделать ряд выводов. Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщению, классификации, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы. Старшие дошкольники уже более адекватно выражают свои чувства, глубокого переживают отношения окружающих, могут испытывать чувства вины. В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. И поэтому наличие неблагоприятных факторов могут оказать отрицательное воздействие на психику ребенка, отличающейся пластичностью, восприимчивостью, ранимостью. Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым в ряде случаев можно определить исходный характер нарушений. Например, неврозы часто выражаются беспокойством, страхом. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой - положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка. Страх сказочных персонажей- один из самых распространенных страхов. Причем в последнее время он встречается наиболее часто и приобретает особенно тяжелые формы. Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи. Особенно широко в коррекционной работе используется ведущая деятельность детей Игра несет еще и диагностическую, и обучающую функцию. Она может быть сюжетной, дидактической, подвижной, игра-драматизация, режиссерская. Так же важное место в коррекционной работе отводится художественной деятельности. Широко применяются в коррекционной работе дошкольниками занятия физической культурой. Еще один из способов коррекции – посредством куклотерапии. Кроме того, одним из достаточно распространенных методов коррекции невротических страхов принято считать куклотерапию. Так же коррекция посредством улучшения детско-родительских отношений. Микросреда семьи и семейное воспитание влияют на ребенка, на формирование его личности. Остановимся еще на одном интересном методе коррекции. Коррекция посредством индивидуально-групповых занятий. Он предназначен для работы с детьми, страдающими невротическими и сходными пограничными расстройствами: страхами, агрессивным поведением, тиками, навязчивостями, логоневрозом.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |