КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реализация программы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
На втором этапе была проведена обработка полученных результатов диагностики наличия страхов №4, №5 и №7. Обработка результатов проводилась по каждой методике отдельно. У каждого из испытуемых был выявлен определенный уровень страхов. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что из 60 детей у 40 присутствует страх сказочных персонажей. Поэтому, дальнейшую работу было решено построить именно с этим страхом. Методики предъявлялись детям в первой половине дня до занятий, после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в индивидуальной форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен контакт. В связи с тем, что методики «Незаконченное предложение» и «Несуществующее животное» используются в качестве дополнительных, то упор делается на методику А. И. Захарова «Страхи в домиках».После проведения методики «Страхи в домиках» были получены следующие результаты (см. таблицы № № №1, 2, 3 Приложение 4). Для дальнейшей работы было сформировано 2 группы по 20 детей: экспериментальная (ЭГ),и контрольная (КГ) (см. таблицы № № 1, 2 Приложение 4). Оценка результатов (оценивается как общий уровень наличия страхов): -5 и менее – низкий уровень страхов; -6 – 10 – средний уровень страхов; - 11 – 15 – высокий уровень. В экспериментальной группе - 15 детей с высоким уровнем страха (75%), со средним - 4 детей (20 %), с низким - 1 ребенок (5%) (рис. 1). Рисунок 1. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента В контрольной группе - детей с высоким уровнем страха 13 (65 %), детей со средним уровнем 7 (35%), с низким уровнем страха – ни одного ребенка (0%) (рис. 2). Рисунок 2. Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента Результаты констатирующего эксперимента представлены в сводной таблице 4. Таблица 4 Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
По результатам исследования можно сказать, что в обеих группах присутствуют страхи, и в каждой из групп присутствует страх сказочных персонажей. Это создает необходимые условия для проведения формирующего эксперимента, а именно: реализации программы по коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Таким образом, задачи данного этапа реализованы: осуществлен подбор комплекта методик для диагностики наличия страхов, осуществлена сама диагностика, определен уровень страхов в контрольной и экспериментальной группах.
После проведения диагностики наличия страхов была разработана и реализована программа по коррекции страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования Подбор занятий осуществлялся, исходя их результатов диагностики, наличия страхов у детей. Цель программы: коррекция страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы: 1. Актуализировать чувство страха у детей старшего дошкольного возраста. 2. Снизить уровень страха у детей старшего дошкольного возраста. 3. Повысить уверенность в себе у детей старшего дошкольного зраста. 4. Научить детей старшего дошкольного возраста приёмам снятия страха. Данная программа была реализована на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада №5 «Родничок» в период со 2 сентября по 27 декабря 2010 года. Сентябрь: диагностика страха у детей старшего дошкольного возраста. Октябрь: разработка программы по коррекции страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Ноябрь:реализация программы по коррекции страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Декабрь:анализ эффективности программы по коррекции страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Экспериментальная работа проводилась в подготовительной группе (ЭГ) дошкольного образовательного учреждения, количество детей в группе - 20 человек. При составлении и реализации программы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста были использованы материалы следующих исследователей: М. К. Акимовой, И. В. Вачковой, Г. Г. Григорьевой, Н. Н. Ежовой, А. И. Захарова, В. Б. Косминской, Л. И. Катаевой, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, Т. Л. Шишовой, В. И. Ядэшко. Текст программы полностью представлен в Приложении 5. Критерии эффективности реализации программы: - повышение уверенности у детей старшего дошкольного возраста. - снижение уровня страха у детей старшего дошкольного возраста. Цикл практических занятий рассчитан на 9 часов, то есть 9 занятий проводятся с одной группой по 30 минут 2 раза в неделю. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всех занятий детям было интересно. Так же проводится беседа с родителями по 30 минут - до и после исследования. Условия коррекционных занятий: - принять ребенка таким, какой он есть; - учитывать принципы: * поэтапного погружения в страх; * доступности – следовать методике коррекции страха посредством рисования. Ожидаемый результат: система занятий по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста посредством рисования будет способствовать снижению уровня страха сказочных персонажей. Таблица … Календарно-тематическое планирование
В процессе реализации программы можно было пронаблюдать, как происходит снижение уровня страха. Так, на 5 занятии дети старались преодолеть страх. Цель занятия: коррекция страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Для достижения цели данного занятия использовалось игровое упражнение, рисование. На первом этапе этого занятия почувствовалась заинтересованность детей. Дети с интересом ждали занятия. Им было предложено попутешествовать в логово Бабы – Яги и Кощея. Одержать над ними победу и занять их трон. Но прежде, чем добраться, надо было преодолеть немало препятствий. Дети с удовольствием шли навстречу приключениям. Все путешествие сопровождалось криками о победе. Дети были рады, что могут преодолеть чувство страха. Особенно эмоционально реагировали Марина В. и Саша К. На втором этапе занятия детям была предложено нарисовать побежденного Кощея Бессмертного или Бабу-Ягу. А себя, победителя, изобразить восседающим на троне на высокой горе. Большинство детей в своей работе использовали яркие цвета, на прежних занятиях таких было мало. В ходе проводимых занятий можно было пронаблюдать как дети преодолевают страх: себя изображают восседающим на троне больших размеров, а сказочного персонажа маленьким и у подножия горы. После проделанной работы большинство детей демонстрировали свои рисунки. Полина и Толя в процессе демонстрации рисунков рассказали, как победили Кощея. К концу занятия психоэмоциональный напряжение снизилось. Алеша в начале занятия был сердитый, но к концу занятия стал улыбаться и на вопросы педагога отвечал с улыбкой. Дети более раскованны, по сравнению с прежними занятиями. Кроме того, наглядно видно как развивается воображение детей, мелкая моторика. Совершенствуются технические навыки: у Влады до 5 занятия была проблема, просила помочь нарисовать лицо, но именно на этом занятии помощи уже не требовалось. Девочка без помощи справилась с заданием. Таким образом данное занятие показывает что страх перед сказочными персонажами дает постепенный толчок к устранению этого страха. ТЕКСТ… Таким образом, задачи данного этапа выполнены: в ходе проведения формирующего эксперимента была разработана и реализована программа по коррекции страха детей старшего дошкольного возраста посредством рисования, а также составлены методические рекомендаций для педагогов и родителей.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |