Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация программы по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста




На втором этапе была проведена обработка полученных результатов диагностики наличия страхов №4, №5 и №7. Обработка результатов проводилась по каждой методике отдельно. У каждого из испытуемых был выявлен определенный уровень страхов. Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что из 60 детей у 40 присутствует страх сказочных персонажей. Поэтому, дальнейшую работу было решено построить именно с этим страхом.

Методики предъявлялись детям в первой половине дня до занятий, после проведения подгрупповых занятий, индивидуально, последовательно от 1 к 3. Обследование проводилось в индивидуальной форме, перед тем, как предложить детям начать выполнение тестовых заданий, с испытуемыми был установлен контакт.

В связи с тем, что методики «Незаконченное предложение» и «Несуществующее животное» используются в качестве дополнительных, то упор делается на методику А. И. Захарова «Страхи в домиках».После проведения методики «Страхи в домиках» были получены следующие результаты (см. таблицы № № №1, 2, 3 Приложение 4). Для дальнейшей работы было сформировано 2 группы по 20 детей: экспериментальная (ЭГ),и контрольная (КГ) (см. таблицы № № 1, 2 Приложение 4). Оценка результатов (оценивается как общий уровень наличия страхов):

-5 и менее – низкий уровень страхов;

-6 – 10 – средний уровень страхов;

- 11 – 15 – высокий уровень.

В экспериментальной группе - 15 детей с высоким уровнем страха

(75%), со средним - 4 детей (20 %), с низким - 1 ребенок (5%) (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента

В контрольной группе - детей с высоким уровнем страха 13 (65 %), детей со средним уровнем 7 (35%), с низким уровнем страха – ни одного ребенка (0%) (рис. 2).

Рисунок 2. Результаты контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента

Результаты констатирующего эксперимента представлены в сводной таблице 4.

Таблица 4

Результаты констатирующего эксперимента

в контрольной и экспериментальной группах

  Констатирующий эксперимент
Уровень страхов
ЭГ 75% 20 % 5 %
КГ 65 % 35 % 0 %

 

По результатам исследования можно сказать, что в обеих группах присутствуют страхи, и в каждой из групп присутствует страх сказочных персонажей. Это создает необходимые условия для проведения формирующего эксперимента, а именно: реализации программы по коррекции страха у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования.

Таким образом, задачи данного этапа реализованы: осуществлен подбор комплекта методик для диагностики наличия страхов, осуществлена сама диагностика, определен уровень страхов в контрольной и экспериментальной группах.

 

После проведения диагностики наличия страхов была разработана и реализована программа по коррекции страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования Подбор занятий осуществлялся, исходя их результатов диагностики, наличия страхов у детей.

Цель программы: коррекция страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1. Актуализировать чувство страха у детей старшего дошкольного возраста.

2. Снизить уровень страха у детей старшего дошкольного возраста.

3. Повысить уверенность в себе у детей старшего дошкольного зраста.

4. Научить детей старшего дошкольного возраста приёмам снятия страха.

Данная программа была реализована на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения - детского сада №5 «Родничок» в период со 2 сентября по 27 декабря 2010 года.

Сентябрь: диагностика страха у детей старшего дошкольного возраста.

Октябрь: разработка программы по коррекции страха сказочных персонажей

у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования.

Ноябрь:реализация программы по коррекции страха сказочных персонажей

у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования.

Декабрь:анализ эффективности программы по коррекции страха

сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста

посредством рисования.

Экспериментальная работа проводилась в подготовительной группе (ЭГ) дошкольного образовательного учреждения, количество детей в группе - 20 человек.

При составлении и реализации программы по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста были использованы материалы следующих исследователей: М. К. Акимовой, И. В. Вачковой, Г. Г. Григорьевой, Н. Н. Ежовой, А. И. Захарова, В. Б. Косминской, Л. И. Катаевой, Т. С. Комаровой, С. А. Козловой, В. С. Мухиной, Р. С. Немова, Т. Л. Шишовой, В. И. Ядэшко.

Текст программы полностью представлен в Приложении 5.

Критерии эффективности реализации программы:

- повышение уверенности у детей старшего дошкольного возраста.

- снижение уровня страха у детей старшего дошкольного возраста.

Цикл практических занятий рассчитан на 9 часов, то есть 9 занятий проводятся с одной группой по 30 минут 2 раза в неделю. Занятия подобраны так, чтобы на протяжении всех занятий детям было интересно. Так же проводится беседа с родителями по 30 минут - до и после исследования.

Условия коррекционных занятий:

- принять ребенка таким, какой он есть;

- учитывать принципы:

* поэтапного погружения в страх;

* доступности – следовать методике коррекции страха посредством рисования.

Ожидаемый результат: система занятий по коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста посредством рисования будет способствовать снижению уровня страха сказочных персонажей.

Таблица …

Календарно-тематическое планирование

№ занятия Структура Задачи Сроки
  Беседа с родителями «Страхи старшего дошкольного возраста» Познакомить с возрастными особенностями детей 6 лет; познакомить с возрастными нормами страхов для детей 6 лет; рассказать о календарно- тематическом планировании. 1.10. 2010
  «Страх и я» Учитывать принцип поэтапного погружения в страх; развитие мелкой моторики рук; развитие воображения; 1.11. 2010.
  Бояться можно Отреагирование негативных переживаний сказочных персонажей; способствовать преодолению страха используя прием перевоплощения; развитие мелкой моторики рук; развитие воображения; развивать чувство цвета; развивать технические навыки. 3.11.
  Веселый страх Получение детьми разностороннего отношения к страху в процессе обыгрывания страха весельем, улыбками, смехом; способствовать преодолению страха используя прием перевоплощения; развитие мелкой моторики рук; развитие воображения; развивать чувство цвета; развивать технические навыки. 9.11.
  Путешествие к страху Преодоление страха через смену отношения к нему при сохранении самоценности; «страшных переживаний»; развитие мелкой моторики рук; развитие воображения; развивать чувство цвета; развивать технические навыки; 11.11.
  Разноцветный страх Продолжать способствовать преодолению страха через смену его отношения использую яркую палитру цветов и учиться адекватно выражать свои эмоции; развитие мелкой моторики рук; развитие творческого воображения; развивать технические навыки; 16.11.
  Маленький страх Способствовать преодолению страха используя прием перевоплощения; развитие мелкой моторики рук; развитие творческого воображения; развивать чувство цвета; развивать технические навыки; продолжать развивать композиционное умение. 18.11.
  Превращение сказочного злодея Снятие боязни страха через его осознание социальной приемлемости и полезности; способствовать преодолению страха используя прием перевоплощения; развитие мелкой моторики рук; развитие творческого воображения; развивать чувство цвета; развивать технические навыки; продолжать развивать композиционное умение. 23.11.
  Страх ха-ха Продолжать способствовать преодолению чувства страха используя прием перевоплощения; способствовать снижению психоэмоционального напряжения; развитие мелкой моторики рук; развитие творческого воображения; развивать чувство цвета; развивать технические навыки; продолжать развивать композиционное умение. 25.11.
  Разорвашки Продолжать способствовать преодолению чувства страха, использую художественные образы сказочных персонажей; развитие мелкой моторики рук; развитие творческого воображения; развивать чувство цвета; развивать технические навыки; продолжать развивать композиционное умение. 30.11.
  Беседа с родителями «Результаты программы» Рассказать об итогах проделанной работы; дать рекомендации родителям и педагогам. 27.12.

 

В процессе реализации программы можно было пронаблюдать, как происходит снижение уровня страха. Так, на 5 занятии дети старались преодолеть страх. Цель занятия: коррекция страха сказочных персонажей у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования. Для достижения цели данного занятия использовалось игровое упражнение, рисование.

На первом этапе этого занятия почувствовалась заинтересованность детей. Дети с интересом ждали занятия. Им было предложено попутешествовать в логово Бабы – Яги и Кощея. Одержать над ними победу и занять их трон. Но прежде, чем добраться, надо было преодолеть немало препятствий. Дети с удовольствием шли навстречу приключениям. Все путешествие сопровождалось криками о победе. Дети были рады, что могут преодолеть чувство страха. Особенно эмоционально реагировали Марина В. и Саша К.

На втором этапе занятия детям была предложено нарисовать побежденного Кощея Бессмертного или Бабу-Ягу. А себя, победителя, изобразить восседающим на троне на высокой горе. Большинство детей в своей работе использовали яркие цвета, на прежних занятиях таких было мало. В ходе проводимых занятий можно было пронаблюдать как дети преодолевают страх: себя изображают восседающим на троне больших размеров, а сказочного персонажа маленьким и у подножия горы. После проделанной работы большинство детей демонстрировали свои рисунки. Полина и Толя в процессе демонстрации рисунков рассказали, как победили Кощея. К концу занятия психоэмоциональный напряжение снизилось. Алеша в начале занятия был сердитый, но к концу занятия стал улыбаться и на вопросы педагога отвечал с улыбкой. Дети более раскованны, по сравнению с прежними занятиями. Кроме того, наглядно видно как развивается воображение детей, мелкая моторика. Совершенствуются технические навыки: у Влады до 5 занятия была проблема, просила помочь нарисовать лицо, но именно на этом занятии помощи уже не требовалось. Девочка без помощи справилась с заданием. Таким образом данное занятие показывает что страх перед сказочными персонажами дает постепенный толчок к устранению этого страха.

ТЕКСТ…

Таким образом, задачи данного этапа выполнены: в ходе проведения формирующего эксперимента была разработана и реализована программа по коррекции страха детей старшего дошкольного возраста посредством рисования, а также составлены методические рекомендаций для педагогов и родителей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.