Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, задачи и функции педагогики как науки




Немаловажным является выделение предмета и объекта педагогики.

Объектом педагогики выступает человек, развивающийся посредством специально организованного процесса воспитания.

Предметом педагогики является педагогический процесс, обеспечивающий развитие человека на протяжении всей его жизни.

Можно сформулировать предмет педагогики как пути и средства передачи-получения человеком культурно-исторического опыта и приобщение к общекультурным ценностям с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Но можно и по- другому сформулировать определение объекта и предмета педагогики, когда объектом педагогики является воспитание, а предметом - система отношений, возникающих в ходе воспитания.

Таким образом, ключевым понятием в педагогике является педагогический процесс - специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

Главными функциями педагогики являются следующие:

v Гносеологическая – обеспечивает описание, объяснение, предсказание изучаемых педагогических явлений.

v Праксеологическая – обеспечивает целеполагание и конструктивное описание путей, способов, технологий достижения поставленных образовательных целей и внедрение результатов в педагогическую практику.

v Аксиологическая – способствует разработке системы оценок, преобразований, инноваций.

v Рефлексивная – направлена на анализ и осмысление результатов развития педагогической исследований.

v Нормативного предписания – показывает «что должно быть и как».

v Эвристическая – заключается в постановке теоретико-практических задач и поиске их решений, в ходе которого реализуются функции педагогики как науки.

(можно используя другую классификацию выделить аналитическую, конструктивную, проективную и прогностическую функции педагогики).

Задачи педагогики.

Науковедение выделяет несколько классов задач по разным основаниям. Рассмотрим, прежде всего, классы постоянных и временных задач, решаемых педагогической наукой.

К постоянным задачам педагогики относятся:

- задача вскрытия закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступает обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

Существуют и случайные связи в обучении и воспитании, не поддающиеся предсказанию, а порой разрушающие действия закономерных связей. Основной причиной возникновения случайных (каузальных) связей между воздействием учителя на учащихся по вполне надежной и многократно проверенной методике чаще всего оказываются отвлекающие временные психические состояния школьников. Недомогание, горе, шокирующее событие дома, кризис в личной жизни, внезапные негативные перемены в условиях быта и многое другое, что не поддается ни предсказанию, ни наблюдению, могут приводить к отключению школьника от нормального хода познавательных процессов. Одно время среди ученых-педагогов и психологов велась полемика по поводу целесообразности исследования каузальных связей в обучении и воспитании.

- задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная образовательно-воспитательная работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся — неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие учителя вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий (Дубровский, Шаталов, Волков). Однако любые педагогические технологии требуют теоретического обоснования и научной интерпретации. Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя-новатора, неповторимо, что поддается генерализации и может превратиться во всеобщее достояние.

- задачи разработки новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. В словаре педагогики появилось сравнительно новое понятие — педагогическая инноватика. (ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ)

-задача прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее. Область педагогической прогностики охватывает все горизонты образовательной инфраструктуры и самой науки. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др.

- задачу внедрения результатов исследований в практику.

Задача педагогической науки — разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Одним из современных путей сращивания теории и практики выступают научно-практические центры, лаборатории, объединения.

- Саморефлексия педагогики как науки, осознание ею самой себя.

Примерами временных задач могут быть такие, как создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, создание дидактических основ обучения хворающих школьников, разработка тестов уровней педагогического мастерства, выявление факторов выбора школьниками профессии, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик. А также такие микромасштабные задачи, как, например, анализ причин возникновения познавательной лености учащихся, природа стимулов учебной активности учащихся и бесчисленное множество других.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.