КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, формирование и развитие
Понятие – логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений. Категория – общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. Основными категориями педагогики являются воспитание, обучение, образование, а также развитие и формирование. Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Воспитание в широком смысле – это социальное явление, понимаемое как воздействие на личность и общество в целом. Воспитание - это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной общественной жизни и труду. В узком смысле воспитание рассматривают как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание - исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Если обобщить определения понятия воспитания, то его можно определить как целенаправленное формирование личности на основе развития у нее - определенных отношений; - мировоззрения; - форм поведения. Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие. Этот процесс необходимо понимать как всеобщий механизм, которым осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом - педагогической деятельности. В процессе обучения учитель: - преподаёт (т.е. целенаправленно передаёт знания, опыт, способы мышления и деятельности, основы культуры); - руководит процессом освоения знаний, навыков и умений, опытом творческой деятельности; - создаёт условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления). Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны учителя в качестве исходных (базовых) компонентов содержания, а со стороны учеников - в качестве продуктов усвоения. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений. Если говорить о соотношении воспитания и обучения, то любое обучение всегда носит воспитывающий характер, точно также как и в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |