КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризис современной педагогики и поиски путей его преодоления
Кризис - состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают конфликты, непредсказуемые ситуации и проблемы. Кризис заключается в несостоятельности образовательных стратегий, которые неспособны соответствовать современным требованиям. Современная общеобразовательная школа и в целом система образования вступили в период своего дальнейшего развития в соответствии с реалиями XXI века. На практике этот процесс называется реформа школы, которая идёт в весьма сложных условиях. И одна из главных причин этих сложностей связана с кризисом современной педагогики, которая, как и другие науки, входящие в область гуманитарного образования знания, испытала на себе негативное влияние командно-административной системы. Декларации, указания, решения органов управления, далёкие от требований жизни, выдавались за научные открытия, которые не являются таковыми. Они создавали иллюзию педагогического оптимизма, далёкого от социально-педагогических реалий. Разумеется, что эти явления учёными практиками осознавались и раньше. Однако условий для устранения нежелательных тенденций не было. Сутьнарастающего кризиса педагогики состояла в её неспособности осуществлять опережающую, прогностическую функцию и показывать практике пути решения назревших в образовании проблем. Возникло явное противоречие между возросшей потребностью общества в творческой самодеятельной личности и образовательной практикой, не способной удовлетворить эту потребность. Стало трудно поддерживать и развивать интерес человека к самообразованию и саморазвитию, остановить нарастающую тенденцию ухода молодёжи от повседневных задач и проблем в иллюзорный мир, создаваемый алкоголем и наркотиками. Словом, педагогическая наука рубежа XX-XXI веков не сумела сделать так, чтобы образование стало действенным средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации. В этих условиях вполне закономерным становится вопрос: в чём причины кризиса педагогики? Разумеется, речь идёт не о внешних причинах общего характера, а о внутренних, относящихся к компетенции педагогики. Среди таких причин можно выделить следующие: 1). Слабая разработка проблем законов и закономерностей в педагогике. Здесь пока имеют место общие дискуссии, пожелания, перенасыщение информации о том, что надо делать, а не как надо делать. На основе таких подходов педагогика постепенно превращается в науку «о долженствовании», которая обходится без главного – теоретически выверенных и обоснованных педагогических закономерностей. 2). Чрезмерная идеологизация методологических оснований педагогики. Основным идеологическим принципом в педагогике был классовый подход к воспитанию. А содержание воспитания определялось идеологическими стереотипами - воинствующий атеизм, примат государственного над индивидуальным, подмена права моралью и т. д. 3 ). Определённая изоляция отечественной школы и педагогики от развития мирового педагогического опыта и общечеловеческой гуманитарной культуры. Зарубежная педагогика рассматривалась лишь с позиции идеологической борьбы, а также критики тех или иных образовательных и воспитательных подходов к социальному становлению подрастающего поколения. 4). Девальвация понятий в педагогическом мышлении. Например: · ученик- объект педагогических воздействий, учитель-исполнитель директивных указаний управляющих органов; · главный ориентир – возможности среднего ученика, отбрасывание одарённых и трудноуспевающих; · преобладание прямого, оперативного стиля управления деятельностью учащихся, пресечение инициативы и творчества воспитанников и т. д. · формальное отношение к отечественным достижениям педагогики прошлого и фактическая переоценка передового педагогического опыта (на словах – да, а в реальной жизни - нет). Примеры тому – Блонский П.П., Выгодский Л.С., Шацкий С.Т., Рубинштейн М.М., Шаталов В.Ф. и др. Осмысление кризисных явлений в педагогике позволяет увидеть основные пути выхода из создавшегося положения. Прежде всего, это: - опора на гуманистические, демократические, общечеловеческие начала; - критическая переработка и использование всего прогрессивного, передового, что было и есть в зарубежной педагогике и нашей отечественной педагогике; - изучение и обобщение лучшего опыта воспитания и образования и создание на этой основе прочной научной базы педагогической теории и практики. Тем более, что такими передовыми педагогами как Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, Я. А. Коменским, К.Д. Ушинским, А. Дистервегом выдвинуто немало глубоких и научно аргументированных идей, которые определили прогрессивное направление развития педагогической теории и практики. Они находят своё выражение в следующих методологических предпосылках современности. Во-первых, воспитание, как и другие общественные явления, носит социально-детерминированный (определяющий) характер. Отсюда, научная педагогика в современных условиях должна гораздо глубже и всестороннее, чем прежде исследовать объективные производственно-экономические и социально-политические факторы, влияющие как на педагогическую практику, так и на разработку её теоретических основ. Во-вторых, остаются весьма важными и значительными источники развития человека как личности, находящиеся вне человека, и его формирование происходит по «социальной программе» под влиянием общественной среды, в том числе воспитания (детские организации, работа по месту жительства и т. д.). В-третьих, однако, современная научная педагогика исходит из признания определяющей роли активности самой личности в собственном развитии и формировании. В-четвёртых, большое значение для разработки педагогической теории имеет также идея о том, что вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе совершенствуется и развивается сам человек и что он обладает весьма богатыми возможностями, позволяющими ему улучшить свои как природные, так и личностные свойства и качества. В-пятых, подлинная наука, отражающая объективные законы общественного развития, неизбежно должна служить социальному прогрессу, утверждению человека как высшей ценности общества. Указанные методологические положения лежат в основе развития современной научной педагогики и обеспечивают её гуманистический, общечеловеческий характер. Сами гуманистические и демократические тенденции педагогической науки заключены в следующем. Ошибочно думать, что эти категории появились в последние 15-20 лет. Гуманизм и демократизм как система философских взглядов оформились в эпоху Возрождения. Они были провозглашены в противовес феодально-церковной идеологии, которая утверждала мысль о презрении к бренным благам и плотским утехам. В гуманистическом мировоззрении находят своё выражение многообразные отношения к человеку, обществу, к духовным ценностям, к деятельности, т. е., по сути, ко всему миру в целом. С этой точки зрения, гуманность в педагогическом смысле не столько черта личности, сколько её качество. Другими словами, гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности. Если говорить о гуманистических и демократических тенденциях в педагогике, то здесь, прежде всего, следует уяснить, что такое гуманизация образования? Чаще всего эта категория рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения и функционирования системы образования. Задача гуманизации учебно-воспитательного процесса – обеспечение развития ребёнка. Её решение требует пересмотра целей, содержания и технологии образования (и, следовательно, это должно рассматриваться педагогикой) на основе следующих закономерностей процесса гуманизации образования: 1. Образование как процесс становления психологических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослой и социальной средой 2. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек. 3. Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития» 4. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры (культурологический подход к содержанию образования). В этой связи самоопределение личности в мировой культуре – стержневая линия гуманитаризации содержания образования. Учёт культурно-исторических традиций, их единство с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ. 5. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой (деятельный подход – стратегия гуманизации технологий обучения и образования). 6. Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения (личностный подход). 7. Саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности общеобразовательного процесса. 8. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Осмысление закономерностей и принципов гуманизации образования позволяет не только определить стратегическое направление образовательного процесса, но и наметить тактическую программу реализации его гуманистических целей в развитии теории и практике.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 6284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |