Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические подходы в педагогике




Основными методологическими подходами в педагогике являются:

1) системный;

2) деятельностный;

3) личностный;

4) полисубъективный (диалогический);

5) аксиологический;

6) культурологический;

7) этнопедагогический;

8) антропологический.

9) Феноменологический;

10) Синергетический.

Системный подход базируется на том, что специфика сложного объекта (системы) не исчерпывается особенностями составляющих его элементов, а связана с характером взаимодействий между элементами. Встаёт задача познания характера и механизма этих связей и отношений. При системном анализе выясняются не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины.

Основные принципы системного подхода:

· принцип целостности;

· принцип структурности;

· принцип взаимозависимости внешних и внутренних факторов системы;

· принцип иерархичности;

· принцип множественности представления системы;

· принцип историзма.

Деятельностный подход. Согласно данному подходу, деятельность – основа, средство и фактор развития личности. Поэтому в педагогическом исследовании и практике иногда делается акцент на организации различных видов деятельности как определяющего фактора развития личности

Личностный подход предполагаетосуществление педагогической практики на основе отношения к учащемуся как субъекту свободного, ответственного, целенаправленного поведения, обладающего автономной, устойчивой, целостной системой многообразных, самобытных и неповторимых индивидуальных качеств.

Полисубъективный (диалогический) подход утверждает фундаментальную и определяющую роль общения в развитии личности. Именно в процессе вступления учащегося в диалог с учителем/педагогом, друзьями, родителями формируются его устойчивые свойства и качества.

Аксиологический (ценностный) подход. В рамках данного подхода основной целью воспитание является органичное усвоение учащимися общечеловеческих ценностей.

При рассмотрении этой проблемы следует уяснить, по крайней мере, два положения: аксиологический подход в изучении современных педагогических явлений и демократические, гуманистические тенденции в педагогике XXI века.

Что означает аксиологический подход к изучению педагогических явлений?

Прежде всего, хотелось бы отметить, что в научном познании окружающего мира человек имеет два подхода:

- практический (для себя, своих нужд познаётся мир;

- абстрактно-теоретический (познавательный, связанный с удовлетворением социальных потребностей.

Так вот, роль механизма связи между практическим и познавательными подходами выполняет аксиологический (или ценностный) подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Аксиологический (ценностный) подход органически присущ гуманистической педагогике, ибо человек рассматривается, как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методология современной педагогики.

К числу аксиологических принципов, определяющих суть современного понимания педагогического исследования, относятся следующие:

· равноправие всех философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей;

· равнозначность традиций и творчества в исследовании (учения прошлого и открытия сегодня, завтра);

· равенство людей, диалог вместо безразличия или отрицания друг друга.

В основе педагогической аксиологии лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности и образования в целом. Значительную ценность представляет собой и идея гармонично развитой личности, связанная с идеей справедливого общества, которое способно реально обеспечить каждому человеку условия для максимальной реализации заложенных в нём возможностей.

Ценностные ориентации являются одной из главных, глобальных характеристик личности, а их развитие – основной задачей гуманистической педагогики и важнейшим путём развития общества.

Культурологический подход предполагает рассмотрение процесса воспитания и образования, прежде всего, как процесс усвоения ценностей культуры, представителем которой является ученик/студент.

Этнопедагогический подход организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.

Антропологический подход предполагает системное использование данных всех наук о человеке и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса. Этот подход был разработан К.Д. Ушинским. Он писал: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях». («Педагогическая антропология»)

Феноменологический подход предполагает возможность исследовать различные аспекты развития личности вне их связи с реальным физическим миром. Для усмотрения сущности определённого явления или процесса требуется сформировать специфическую установку, мотивацию исследовательского интереса, противоположную наивной «естественной» установке, которая типична как для обыденной жизни, так и для «фактических наук» естественнонаучного цикла.

Синергетический подход. Данный подход способствует познанию общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.