КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность. Психологическая теория личности. 1 страница
Билет №4 Билет №3. Структура современной психологии. Билет №2. 1) Психология труда – исследует психологическую особенность трудов деятельности человека, психологические аспекты НОТ (научная организация труда). 2) педагогическая психология – имеет своим предметом психологические аспекты связанные с обучением и воспитанием учащихся формированием у учащихся мышления, исследованием эффективности проведения занятий и усвоением нового материала, исследует элементы относящиеся к индивидуальным особенностям учащихся, психологические аспекты взаимоотношений в коллективах и тп. 3) юридическая психология – исследует психологические вопросы связанные с реализацией системы права подразделяется на судебную, криминальную и исправительно-трудовую. 4) медицинская – исследует психологические аспекты отношений врача и пациента – нейропсихология, психофармакология, психотерапия, психогигиена. 5) военная психология – рассматриваются психологические вопросы связанные с поведением человека в условиях боевых действий, боевой подготовки, взаимоотношениях воинских коллективов и тп. 6) психология спорта – исследование поведения личности спортсмена условий и средства его психологической подготовки, особенности организации и проведения соревнований и тп. 7) психология торговли – исследования психологических аспектов связанных с организацией рекламы, психологические аспекты учитывающие особенности спроса, возрастные и др. Методы психологии. Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность. Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность – это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Существует несколько классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. – организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод [многократное обследование одного и того же человека на протяжении длительного времени], комплексный метод). 2 гр. – эмпирич. методы (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент [естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ продуктов деятельности). 3 гр. – методы обработки данных (включает в себя количественный и качественный анализ). 4 гр. – интерпретационные методы (генетический и структурный анализ). Личность – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Структура личности по К.Платонову: 1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путём тренировки; 2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии) формируется путём упражнения; 3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) приобретается путём обучения; 4) направленность личности – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания). Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, системы соц. связей и отношений. Стадии социализации: 1) первичная социализация – стадия адаптации; 2) стадия индивидуализации; 3) стадия интеграции; 4) трудовая стадия; 5) послетрудовая стадия. Психология личности - одновременно одно из самых древних и одно из самых молодых направлений психологической науки. Теория личности должна содержать ряд допущений относительно человеческого поведения вместе с правилами, по которым эти допущения связываются с определениями, что позволяет осуществлять их взаимодействие с эмпирическими или наблюдаемыми событиями. Теории личности: Наиболее известные зарубежные теории личности: 1) типологические(строят типологии); 2) теории черт личности; 3) структурные теории – психоаналитические (изучают человека желающего), когнитивные (изучают человека думающего), гуманистические (изучают человека самоактуализировавшегося); 4) опосредованные (рассматривают личность как момент деятельности, как её продукт). Первыми собственно мотивационными, психологическими теориями следует считать возникшие в XVII-XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую на рационалистической основе поведение человека, и теорию автомата, объясняющую на иррационалистической основе поведение животного. Одним из первых проявлений крайней, иррационалистической точки зрения на поведение человека стали теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла, предложенные в конце XIX и разработанные в начале XX в. В теории З.Фрейда таких инстинктов было три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. У.Макдауголл предложил набор из десяти инстинктов: инстинкт изобретательства, строительства, любопытства, бегства, стадности, драчливости, репродуктивный, отвращения, самоунижения, самоутверждения. В начале XX в. возникли ещё два новых направления, стимулированные не только эволюционным учением Ч.Дарвина, но также открытиями И.П.Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория нервной высшей деятельности. Психоанализ З.Фрейда. Стержнем всей системы П. явл. предложенная 3. Фрейдом структ. модель личн., базирующаяся на т. н. топографич. модели психики, включающей три слоя – сознательный, предсознательный и бессознательный. Уровень сознания – это мысли, ощущения, переживания, которые чел. осознает в данный момент времени. Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Бессознательное – самая глубокая и значимая область психического, содержащая инстинктивные влечения, желания, воспоминания, др. материал, выход которого на сознательный уровень сопряжен с чувством угрозы, беспокойства, тревоги. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование и может выражаться в замаскированной или символ, форме – в сновидениях, ошибочных действиях, шутках и оговорках. Структура личн., по Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго ("Я") и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически явл. энерг. основой личн. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой. Поэтому Ид управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичным процессом (простые и примитивные правила ассоциации). На этапе созревания и развития, а также вследствие взаимодействия с внеш. миром, часть Ид претерпевает изменения и превращается в Эго. Билет №5. Психические свойства личности. (темперамент, характер, мотивы, потребности, направленность). Темперамент – те врождённые особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоц. Возбудимости, уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической жизни. Нейротизм – эмоциональная устойчивость. Интроверсия – обращённость сознания человека к самому себе. Экстраверсия – обращённость сознания и внимания человека в основном на то, что происходит вокруг него. Холерик – слабая нервная система, эмоц. неустойчивый тип, открытый, коммуникабельный; неуравновешен; трудоспособный, агрессивный, подвижный. По Гиппократу: желчь. Сангвиник – сильный тип нервной системы, уравновешенный; мало что воспринимает близко к сердцу. По Гиппократу: кровь. Флегматик по Гиппократу: слизь. Меланхолик. по Гиппократу: черная желчь. Потребность - нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности динамичны, изменчивы, на базе удовлетворенных возникают новые, что связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности. классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам была предложена А.Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно проявляются и сопровождают личностное взросление следующие 7 классов потребностей: 1) Потребности физиологические (органические). 2) Потребности в безопасности. 3) Потребности в принадлежности и любви (социальные). 4) Потребности в уважении (почитании). 5) Познавательные потребности. 6) Эстетические потребности. 7)Потребности в самоактуализации. Самоактуализация – использование и развитие человеком имеющихся у него задатков, их превращение в способности; это – стремление к самосовершенствованию. Направленность – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания).Билет №6. Характер, его основные черты изучения. Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придаёт поведению человека специфический, характерный для него оттенок. Характер человека-это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещё в начале XX века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предприняли его американский коллега У.Шелдон, а в наши дни – Э.Фромм, К.Лионгард, А.Е.Личко и ряд других учёных. Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера: 1) Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник-это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. 2) Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова. 3) Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. Типология характеров, предложенная немецким учёным К.Леогардом основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1) Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выражение жестов, мимики, пантомимики. Он часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. Положительные черты людей этого типа – энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Отталкивают люди этого типа обычно своим легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, недостаточно серьёзным отношением к своим обязанностям. 2) Дистимный тип. Его характеризует низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Отталкивают эти люди обычно своей пассивностью, замедленностью мышления, неповоротливостью, индивидуализмом. 3) Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. 4) Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко они занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. 5) Застревающий тип. Его характеризуют умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчинённым на работе. 6) Педантичный тип. На службе ведёт себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем с охотой уступает лидерство другим людям. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьёзность, надёжность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, занудливость, брюзжание. 7) Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Нередко располагают следующими привлекательными чертами - дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. 8) Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Обиды носят в себе, не «выплёскивая» их наружу. Привлекательные черты - доброта, сострадательность, обострённое чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты - чрезмерная чувствительность, слезливость. 9) Демонстративный тип. Этот тип людей характеризуется лёгкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Он демонстрирует высокую приспособляемость к людям и, вместе с тем, склонность к интригам. 10) Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. 11) Экстравертированный тип. Отличается высокой контактностью, у таких людей масса друзей и знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чём просят, исполнительность. Отталкивающие особенности – подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространение сплетен и слухов. 12) Интровертированный тип. Его характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; редко вступают в конфликты с окружающими, только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Билет № 7 Связь психологии с другими науками От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б.Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Остановимся подробнее на описании характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных и субъективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности - механизмами работы нервной системы. Можно увидеть, что для того чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, необходимы знания физиологии. Но для овладения основами психологической науки знания только физиологии совершенно недостаточно. Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием. Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к более сложным формам жизни многоклеточных. Нужно усвоить различия в принципах существования, между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Современная психологическая наука не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу. Особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой.В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы. Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей. Билет № 8 Способности. Одаренность. Талант. Развитие способностей. Способности -способности есть продукт общественный и различаются они лишь за счет принадлежности человека к той или иной среде. Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности. Классификация способностей Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания. Первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека. Вторая группа базируется на социальной основе подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в неосновном для него виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй групп является особый вид способностей - творческие. Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а их ломку, преобразования, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской. Уровни развития способностей. Исходя из определения видно, что способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей. Одаренность - благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Талант – совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. На счет проявление у человека таланта существует несколько мнений. Одни считают, что талант в принципе не поддается изучению и формированию, т.е. он от Бога. Его можно только искать. Другие считают что талан можно сформировать самим человеком. Но если талант поддается формированию, то достаточно ли просто рассказать человеку (ребенку) о том, что он должен делать, чтобы решить сложную творческую задачу? Всем известно, что можно силой подвести лошадь к водопою, но как заставить ее пить, если она этого не хочет? Можно объяснить ребенку, как чистить зубы, но такое объяснение еще не отнюдь не означает, что он действительно будет каждый день это делать. Человек должен захотеть, у него должны сформироваться соответствующие потребности или привычки. Речь идет о том, что в педагогике называют различием между (пассивным) знанием и навыками, между "знаю, что это такое", и даже "знаю, как это делать" и реальной способностью (умением) и желанием сделать это. Гениальность - высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, имеющих революционное значение результатов.
Билет № 9 Ощущение. Восприятие. Внимание. Ощущения – самые простые из всех психических явлений. Ощущение – элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших свойств окружающего мира виде психических явлений. Органы чувств – анализаторы – с рождения человека приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физич., химич., механич. и др. воздействий). Отделы анализатора: периферический ÞпроводниковыйÞкорковый. Периферич.- рецепторный, воспринимающий раздражители; проводниковый – передающий, центр. отдел анализатора, переводит возбуждение в нервные клетки; корковый – центральный, мозговой, здесь происходит переработка нервных импульсов, поступающих из периферического отдела. Виды ощущений: 1)По качеству стимула: зрительные, слуховые; кожные (прикосновение, давление, боль, температура), вкусовые, обонятельные. 2) Проприоцептивные (ощущение тела в пространстве: равновесие и т.д.) - обычно не осознаются. Интероцептивные (сигналы из внутр. органов). Экстероцептивные (информация из внешнего мира): контактные и дистанционные ощущения. 3) Тактильные (контактные) и дистантные. Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфическое ощущение запаха. Осязание – кожная чувствительность, результат сложного комбинирования 4 других: давления, боли, тепла и холода. Кинестетические ощущения – неосознаваемые ощущения, связанные с рецепторами в мышцах и работающие при сокращении или растяжении. Эти ощущения обеспечивают управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Выделяют 2 порога чувствительности: 1) верхний – максимальная величина раздражителя, который способен адекватно воспринимать анализатор; 2) нижний – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Существуют данные о том, что человек также способен воспринимать раздражители, находящиеся за нижним порогом чувствительности (субсенсорные). Латентный период – время, проходящее между началом действия раздражителя и появлением ощущения. Восприятие – процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа. Объективизация – локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс). Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Свойства воспр-я: 1) апперцепция – зависимость восприятия от псих. жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта. 2) целостность – в восприятиях всегда есть целостный образ. 3) константность – св-во восприятия, при котором мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.д. 4) структурность – воспр-е – не просто сумма ощущений, а абстрагированная из этих ощущений обобщенная структура. 5) осмысленность – взаимосвязь мышления с воспр-ем. 6) избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. 7) подвижность и управляемость – образ может трансформироваться, меняться в зависимости от поставленной цели. Типы воспр-ий: 1) Синтетический (склонность к обобщенному отражению явлений, к определению основного смысла). 2) Аналитический (стремление выделить и проанализировать детали, частности; затруднение в выделение основного). 3) Аналитико-синтетический. 4) Эмоциональный (восприятие путано и неорганизованно). Виды воспр-ий: 1) зрительные, слуховые, кожные и мышечные – по типу воспринимающего анализатора; 2) произвольные, непроизвольные. Нарушение воспр-ий: гипестезия, галлюцинации (воспр-е, возникшее без реального объекта), иллюзии (ошибочное воспр-е реальных вещей или явлений – аффективные, вербальные, передолические).
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |