Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и методы педагогики 4 страница




9. В конце раздела, курса обязательны обобщения и систематизация.

10. Важно учить и приучаться к систематическому анализу собственных ошибок.

Сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом. А. Я. Коменский отмечал: все должно вести в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

Принцип прочности - Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

1. Следует не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.

2. Хорошо запоминается сознательно усвоение, осмысленное.

3. Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все лишнее.

4. Забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания.

5. Следует использовать для запоминания механизмы непроизвольного внимания, стимулировать возникновение интереса. Большое значение имеют слова педагога, используемые им увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты, притчи, легенды, шутки.

6. Важно работать в соответствии с индивидуальным оптимальным темпом деятельности, преодолевать лень.

7. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.

8. Необходимо пользоваться различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

9. Следует избегать легких и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют.

Принцип доступности обуч ения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

1. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста, изучать следует то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

2. Следует учитывать жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

3. Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости.

6. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствует, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них.

7. Для доступности следует широко использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление.

8. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

9. Доступность зависит от ясности изложения, четкости формулировок, образности, использования ярких фактов, примеров из жизни, литературы.

10. Доступность связана с работоспособностью: следует осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность, мы снижаем барьер доступности обучения.

12 Методы обучения и воспитания

Методы обучения- способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Прием- это составная часть или отдельная сторона метода. Например, в методе организации работы учащихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.

Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Так, прием составления схематической модели может выступать элементом как методом работы с учебником, или книгой, так и элементом другого метода-объяснение преподавателем нового материала, когда учащиеся составляют схематическую модель (опорный конспект) нового материала урока.

Один и тот же способ обучения в одних случаях может выступать как самостоятельный метод, а в других- как прием обучения. Например, объяснение является самостоятельным методом обучения. Однако, если он только эпизодически используется преподавателем в ходе практической работы для разъяснения ошибок учащихся или раскрытия логики решения какой-то задачи, то в этом случае объяснение выступает лишь как прием обучения, входящий в метод практической работы.

Метод и прием могут меняться местами. Например: преподаватель ведет изложение нового материала методом объяснения, в процессе которого для большей наглядности и лучшего запоминания обращает внимание учащихся на текст или графический материал в учебнике. Такая работа с учебником выступает как прием. Если же в ходе урока используется метод работы с учебником, то дополнительное объяснение учителем какого-то термина выступает уже не как метод, а лишь как небольшой дополнительный прием. Таким образом, различные способы обучения могут выступать как в роли метода, так и в роли приема обучения.

Методы обучения- сочетание методов преподавания и учения. Методы познавательной деятельности учащихся относятся к методам учения, которая подразделяется на репродуктивную и продуктивную.

Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.

Классификация Л. Я. Лернера и М. Н. Скаткина.

Эти авторы выделяют:

• объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод, который тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радости исследовательской работы и не развивает творческое мышление. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т. п.;

• проблемный метод — главным образом на лекции, в ходе наблюдений, работы с книгой, экспериментирования, экскурсий, — благодаря которому учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления;

• частично-поисковый метод, как, например, самостоятельная работа учащихся, беседа, популярная лекция, проектирование, составление плана разрешения определенной проблемы и т. п., который представляет учащимся возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования, например в разработке плана исследований, при составлении протокола наблюдения, при этом они получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы;

• исследовательский метод, благодаря которому учащийся постепенно познает принципы и этапы научного исследования, изучает литературу по теме исследуемой проблемы, разрабатывает план исследования, проверяет гипотезы и оценивает полученные результаты.

Лернер и Скаткин считают, что такая классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

Классификация Ю.К.Бабанского

Весьма интересную организационную классификацию предложил Ю.К.Бабанский Все методы обучения им были подразделены на три большие группы:

- методы организации учебно-познавательной деятельности;

- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности;

- методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Поддерживая в целом классификацию методов, предложенную Ю.К.Бабанским, С.А.Смирнов внес в указанную классификацию дополнения:

-методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта;

- методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.

Кроме этого выделяют методы обучения

-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.

-по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключения от частного к общему), дедуктивный (умозаключения от общего к частному), традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).

Ни один метод в чистом виде не существует, например, нет чисто проблемного или чисто репродуктивного метода, постольку все эти классификации, построенные на оценке не всех, а какого-то одного доминирующего свойства метода. Прежде всего потому, что каждый метод обучения одновременно определяется и по характеру источника учебной информации, и по уровню самостоятельности учащихся в познавательном процессе, и по форме мыслительной деятельности. Иными словами, метод обучения представляет собой сложное, системное образование, которому свойственны все знаки, лежащие в основе классификации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.