Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов исследования в педагогике




В педагогике методология (от греч. мethodos – путь исследования или познания, учение и logos – слово, понятие) – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

Подобно другим наукам педагогика для познания своих предмета и объекта исследования использует определенную систему методов, под которыми понимаются пути, способы познания объективной реальности.

Рассмотрим основные методы педагогических исследований.

1. Педагогическое наблюдение. Этот метод применяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователя их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Педагогическое наблюдение существенно отличается от простого наблюдения на бытовом уровне. Оно характеризуется постановкой целей и задач по их достижению, обязательной фиксацией результатов, анализом и обработкой полученных данных, формулированием обоснованных выводов.

2. Исследовательская беседа. С помощью этого метода ученые выясняют мнение и отношение воспитателей и воспитываемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым пытаются составить представление о сущности и причинах этих явлений. Целью беседы является проникновение во внутренний мир собеседника, выявление причин условий его поведения, формирования его взглядов, убеждений, отношений. Исследовательская педагогическая беседа – это очень сложное в психологическом плане мероприятие, требующее тщательной подготовки, включающей сбор всесторонней информации о личности собеседника, разработку плана проведения беседы, выбор наиболее приемлемых тактических приемов ее осуществления, определение круга вопросов, которые необходимо выяснить, а также ответов на те вопросы, которые могут последовать от собеседника.

Проведение такой беседы на должном уровне требует от педагога-исследователя определенного опыта, творческого отношения, а также соответствующих знаний в области педагогики и психологии.

3. Изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся. Это имеет огромное значение для изучения и правильной оценки многих педагогических процессов. Так, например, для изучения стимулирующей роли оценки знаний учащихся и их успеваемости, нельзя обойтись без анализа данных классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшие годы обучения. Для оценки эффективности различных технологий, методов обучения необходимо изучение результатов выполнения учащимися различных контрольных работ, практических заданий и т.д.

Особая ценность этого метода состоит в том, что он дает возможность субъекту составить правильное представление не только о состоянии объекта своего психолого-педагогического воздействия, но и выявить возможные упущения и недостатки в своей педагогической деятельности и своевременно внести в нее необходимые коррективы.

4. Педагогический эксперимент. Сущность эксперимента как метода исследования заключатся в специальной организации деятельности педагогов и учащихся (воспитанников) с целью проверки и обоснования заранее разработанных теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Педагогический эксперимент в зависимости от условий, в которых он протекает, может быть естественным и лабораторным. При проведении естественного эксперимента лица, являющиеся объектами исследования, не осведомлены о факте проведения данного мероприятия. При лабораторном эксперименте до всех его участников доводится информация об участии в нем. Несомненно, результаты, полученные в ходе естественного эксперимента, будут более объективными и ценными. К лабораторному эксперименту прибегают, как правило, в том случае, если отсутствует возможность сохранить в тайне от участников факт проведения эксперимента без негативных последствий.

В зависимости от поставленных перед педагогическим экспериментом целей он может быть констатирующим, созидательно-преобразующим и контрольным. При констатирующем эксперименте, как правило, ставится одна основная цель – исследование сущности определенных педагогических процессов и явлений. Созидательно-преобразующий эксперимент проводится с целью разработки, конструирования новых позитивных педагогических явлений, процессов, технологий. Контрольный эксперимент предполагает подтверждение либо опровержение результатов предыдущего эксперимента (экспериментов) в прежних либо измененных педагогических условиях.

5. Изучение и обобщение передового педагогического опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.