Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика методов воспитания




Понятие метода обучения. Классификация методов обучения.

Методы обучения - способы обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности обучаемых по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Существуют различные классификации методов обучения в зависимости от критериев, положенных в их основу.

В зависимости от источников передачи учебной информации методы обучения можно разделить на

1. Словесные (источник информации – устное или печатное слово).

2. Наглядные (источник – наглядный образ).

3. Практические (источник – практическая деятельность).

В числе общепризнанных следует отметить классификацию методов обучения предложенную И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, которая исходит из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

1. Объяснительно-иллюстративный метод характеризуется тем, что учащиеся получают знания в готовом виде. Их задачей является восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала. При этом от них не требуется ни применения полученных знаний на практике, ни решения проблемных задач, ни осуществления самостоятельного поиска информации. Данный метод преобладает в таких формах организации учебного процесса, как урок, лекция, учебный кинофильм, экскурсия, самостоятельная работа с учебником. Объяснительно-иллюстративный метод является наиболее целесообразным в тех случаях, когда необходимо в относительно непродолжительный период времени передать значительный объем новой информации, которая служит базой для осуществления дальнейшей учебной деятельности.

2. Репродуктивный метод. Он включает применение изученного учебного материала на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения учебного материала. При его реализации педагог, используя самые различные источники и средства, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Осмысливая содержание излагаемой информации, учащиеся выстраивают в своем сознании модели решения поставленной педагогом проблемной задачи, вносят в них коррективы по мере того, как педагог сообщает все новые и новые сведения. Данный метод в определенной степени совмещает в себе признаки объяснительно-иллюстративного и частично-поискового методов.

4. Частично-поисковый или эвристический метод. Он заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в процессе обучения (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач. Данный процесс осуществляется либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер. При этом он поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями. Такой метод способствует активизации мышления, возбуждению интереса к познанию, формированию способностей самостоятельно решать проблемные задачи.

5. Исследовательский метод является наиболее сложным для учащихся, поскольку предполагает наибольшую степень их самостоятельности на пути к познанию истины и достижению целей обучения. В ходе реализации этого метода после анализа определенного материала до учащихся доводится учебная проблема, определяются основные направления ее решения, проводится соответствующий инструктаж. Затем обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники информации, ведут наблюдения, измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются здесь в наибольшей степени. Методы учебной работы постепенно перерастают в методы научного исследования.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). Воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитанию присущи две основные функции:

- упорядочивание всего спектравлияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность;

- создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.

В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду.

Главная цель воспитания в современных условиях – формирование социально, духовно и морально зрелой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции, с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.

Воспитание как педагогическая деятельность строится на соответствующих закономерностях и методологических прин­ципах, ставит адекватную цель.

Закономерности воспитания существуют объективно и их существование не зависит от воли и желаний его участников. Исчерпывающий перечень закономерностей воспитания дать очень сложно. Перечислим и кратко раскроем содержание наиболее значимых принципов воспитания.

1. Воспитание в процессе деятельности. Никакие меры психолого-педагогического воздействия на личность не дадут должного воспитательного эффекта, если они будут осуществляться без активного вовлечения ее в общественно полезную деятельность. Именно в деятельности формируются и закрепляются те положительные свойства личности, которые и планируется сформировать у нее в соответствии с целями субъекта воспитания. В ходе такой деятельности человек сам убеждается в полезности для себя приобретения соответствующих личностных качеств и это стимулирует его к дальнейшему более активному самосовершенствованию. Личность начинает более отчетливо осознавать интересы общества, приучается уважать их и действовать в соответствии с ними.

Кроме того, в процессе общественно полезной деятельности, как правило, происходит общение с людьми, которые оказывают позитивное воздействие на формирование личности. Эффективность такого воздействия во многом определяется общностью стремлений и интересов в достижении поставленных целей деятельности.

2. Целеустремленность и активность воспитания. Для достижения поставленных целей субъект должен действовать активно, наступательно, проявляя упорство, принципиальность, настойчивость, творчество, гибкость ума, анализируя состояние воспитательной работы, своевременно предотвращая действие тех или иных негативных обстоятельств, а не формально выполнять соответствующие должностные обязанности и предписания нормативных актов.

3. Воспитание в коллективе и через коллектив. Человек как существо социальное не может жить в обществе и быть полностью свободным от его интересов. Он обязательно вынужден считаться с мнениями, отношениями, взглядами, мировоззрением членов того коллектива, в котором он учится, работает, проводит свободное время. От этого во многом зависит удовлетворение его материальных, духовных и психофизиологических потребностей. (Сохранение положительного микроклимата в коллективе влияет на результаты работы). Объект воспринимает определенное воспитательное воздействие не только как следствие личного стремления одного лишь педагога, а как выражение интересов всего коллектива и в гораздо большей степени вынужден считаться с ним.

4. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании. Как бы активно ни использовались возможности коллектива в воспитательной работе, она не будет эффективной, если будет осуществляться без учета индивидуальных особенностей личности. Для успешного достижения поставленных педагогических целей субъект воспитания должен в максимальной степени изучить возрастные, психофизиологические, характерологические особенности личности объекта, условия, в которых он жил, обучался и воспитывался, его интересы, взгляды, отношения, социальные связи (лиц, которые оказывают либо могут оказать на него воспитывающее воздействие) и в соответствии с имеющимися данными определить методы, формы и средства воспитания, тактические приемы их реализации.

5. Сочетание высокой требовательности с уважением к личности. Процесс воспитания на практике, не может всегда протекать абсолютно бесконфликтно. Поэтому педагог, добиваясь от воспитываемого изменения взглядов, отношений, поведения, вынужден время от времени прибегать к требованию, т.е. к выражению в резкой категоричной форме определенной просьбы, распоряжения. Без этого невозможно достичь высоких стандартов воспитания.

Но требования только тогда дадут ожидаемый эффект, когда они будут обоснованными, законными, справедливыми. При этом они должны предъявляться и реализовываться в такой форме, которая ни в коей мере не унижала бы человеческого достоинства воспитываемого. В противном случае объект будет относиться с предубеждением, недоверием к любым, даже самым обоснованным и справедливым по своей сути требованиям и будет противопоставлять им свое поведение.

6. Опора на положительное в личности воспитываемых. Своевременное выявление положительных качеств позволяет педагогу найти опору, базу для дальнейшего формирования личности в нужном направлении. Развивая такие качества, педагог способствует появлению у объекта своего воздействия новых положительных личностных свойств. По этому поводу очень метко выразился П.П. Блонский: «Нужно бороться не с учеником, имеющим недостатки, а совместно с учеником бороться против его недостатков».

Данный принцип имеет особое значение в воспитательной работе с правонарушителями, лицами, ведущими антиобщественный образ жизни. Он особенно актуален применительно к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

7. Единство, согласованность и преемственность в воспитании. Соблюдение требования преемственности выражается в том, что содержание, методы, приемы, средства воспитания, применяемые на каждом новом этапе воспитательного процесса в отношении конкретной личности (либо коллектива) должны определяться с учетом содержания, методов, приемов, средств и результатов предшествующих этапов.

Согласованность в воспитании подразумевает единый, обоснованный, непротиворечивый, взаимосвязанный подход различных субъектов к выбору форм, средств, методов воспитания и тактических приемов их реализации в отношении конкретного объекта.

8. Целостный характер формирования личности воспитываемых. Личность является результатом сложного воздействия на сознание и различные системы организма человека определенных внешних и внутренних (социальных и биологических) факторов. Отдельные качества, свойства личности проявляются не изолированно, а во взаимодействии с другими качествами, свойствами, дополняя либо нейтрализуя их, ослабляя либо усиливая их действие.

. Должно иметь место сочетание различных видов воспитания (трудового, патриотического, физического, нравственного, этического, эстетического, правового и т.д.)

9. Единство воспитания и самовоспитания. Достижение высоких результатов в формировании личности невозможно осуществить, если объекту отводится пассивная роль в процессе воспитания. Только в результате настойчивой, целеустремленной, систематической, активной, творческой деятельности личности по самосовершенствованию, развитию у себя необходимых качеств возможна подготовка человека к успешной жизнедеятельности в обществе, к плодотворному выполнению социально полезных функций.

Под методом воспитания следует понимать определенный способ однородного психолого-педагогического воздействия на личность или коллектив либо взаимодействие с ними в целях формирования у них соответствующих качеств.

Выбор и применение методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями, которые формулируются субъектом с учетом специфики общественно-воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических особенностей объекта, уровнем «воспитанности» конкретных коллективов.

Классификация методов воспитательного воздействия на личность.

1. Метод убеждения.

2. Метод внушения.

3. Метод психологического заражения.

4. Метод принуждения.

5. Метод упражнения.

6. Метод примера

7. Метод стимулирования (наказание и поощрение).

Кратко рассмотрим содержание названных традиционных методов воспитательного воздействия на личность.

Метод убеждения представляет собой прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит сознательное принятие объектом определенной позиции субъекта воздействия.

Для успешной реализации данного метода требуется соблюдения ряда условий:

1. Информация, излагаемая объекту, должна быть понятна для него и соответствовать уровню его интеллектуального развития и социального опыта. В противном случае человек не сможет осознать то, в чем его хотят убедить.

2. Смысл излагаемого должен быть социально значимым для объекта, т.е. соответствовать его потребностям и интересам.

1. При применении этого метода должен иметь место сравнительно высокий уровень эмоциональности субъекта.

2. Необходимо соблюдение определенной логической последовательности в изложении информации.

Метод внушения – прямое коммуникативное воздействие, в ходе которого происходит некритическое восприятие объектом информации, позволяющее изменить его поведение.

При реализации данного метода субъект в определенной степени добивается цели изменения отношений объекта, его поведения. Объект в результате может согласиться с точкой зрения субъекта и изменить в соответствии с ней свое поведение, но сделает он это на уровне подсознания, не осмыслив сути предоставленной ему информации, не оценив значения обсуждаемых с ним событий и явлений.

Метод психологического заражения – психолого-педагогическое воздействие, при котором от субъекта спонтанно передаются объекту определенные психические состояния. Оно осуществляется, как правило, через совместную деятельность, связанную с высоким эмоциональным напряжением.

В литературе по педагогике и психологии часто фигурирует в качестве самостоятельного метода воспитания метод примера.

Метод стимулирования – психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое путем формирования у объекта мотивов, заинтересованности в достижении определенных целей, в определенных формах поведения, а также в прекращении либо недопущении со своей стороны какой-либо деятельности, поведения.

Можно выделить такие разновидности данного метода, как наказание и поощрение.

Как поощрение, так и наказание выполнят свое воспитательное предназначение только в том случае, если будут соблюдены определенные требования к их реализации:

1. Разъяснение объекту значения, причин и условий применения того или иного стимула с целью ориентации его на конкретные формы поведения, поступки.

2. Обоснованность стимулирования. Должно быть достоверно установлено, что факт нарушения, проступка (либо социально полезного поведения) действительно имел место, и его характер предполагает наказание (поощрение).

3. Стимулирование должно быть справедливым и соразмерным

Метод принуждения - воздействие путем создания условий, вынуждающих объект поступать требуемым образом, вследствие его положения в системе социальных связей и отношений.

Данный метод имеет много общего с такой разновидностью метода стимулирования, как наказание. И в одном и в другом случае объект претерпевает определенные лишения (либо ему угрожают такие лишения). Но между ними есть и существенные различия

Метод упражнения (приучения ) представляет собой воздействие, направленное на вовлечение объекта в какую-либо деятельность с целью выработки у него соответствующих качеств, способностей, изменения отношений к явлениям и предметам окружающей действительности. В результате в сознании человека формируется определенный устойчивый стереотип требуемого поведения, формируются умения и навыки осуществления тех или иных функций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.